Городская прописка для электрогрузовика
Новая динамично развивающаяся сфера экономического роста в Беларуси связана с машиностроением, а именно – развитием электротранспорта. Электробусы и электромобили уже наводнили автомобильные магистрали города. Что касается более мощной грузовой техники, то обкатку проходят пока только первые опытные образцы. Однако ученые и специалисты машиностроительной отрасли уверены, что постепенно экологичные грузовики на электротяге займут свою достойную нишу в современных мегаполисах и не только.
На волне экологичности
В мире по-прежнему продолжается уход от нефти: разные страны, в том числе и Беларусь, стремятся изменить энергетический баланс производства и потребления энергии в пользу электрической. Германия, Англия, Франция, США, Китай, Япония, Корея включили освоение гибридных и электротехнологий на транспорте в число национальных приоритетов и оказывают этому направлению серьезную господдержку. В ближайшие десятилетия, считают международные эксперты, будут активно создаваться источники альтернативной энергии, возрастать требования к экологии транспорта.
Приоритетное внимание развитию электротехнологий в области машиностроения уделяется и в Беларуси. За пять лет в стране предполагают создать условия для производства, увеличения количества используемых транспортных средств на электрической тяге, расширения инфраструктуры электротранспорта и минимизации негативного влияния на экологию. В рамках программы будут решать задачи по организации производства электротранспорта, его базовых компонентов и элементов инфраструктуры и их максимальной локализации, а также по созданию соответствующей инфраструктуры, в том числе электрозарядных станций, с ее оптимальным размещением и учетом специфики потребителей (общественный пассажирский и грузовой, персональный электротранспорт), по минимизации экономических, экологических, социальных рисков и многое другое.
Для реализации госпрограммы развития электротранспорта на 2021–2025 годы создан инновационно-промышленный кластер «Электротранспорт». В его состав вошли такие компании, как МАЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, «Белкоммунмаш», «Могилевлифтмаш», «Измеритель», ОИМ НАН Беларуси, БНТУ, «ЭТОН-ЭЛТРАНС» и другие.
О том, как преображается современный транспорт, можно судить не только по пассажирскому сегменту – электробусам, курсирующим по улицам белорусских городов, или моделям личного авто – в основном представителям компаний зарубежного автопрома, но и впечатляющим отечественным выставочным инновационным образцам. На выставке «Беларусь интеллектуальная» особым вниманием пользовались грузовые электромобили. Ученые Объединенного института машиностроения НАН Беларуси разработали целую линейку грузовиков на электроприводе.
В зависимости от грузоподъемности они делятся на разные категории, рассказал генеральный директор ОИМ НАН Беларуси Сергей Поддубко. Первая категория (N1) – это полная масса до 3,5 тонны. И такой электрогрузовичок есть в арсенале разработок ОИМ. Во время экспозиционных мероприятий он неизменно пользуется популярностью. И дело не только в оригинальном дизайне или просчитанной эргономике. Небольшой и маневренный он будто специально создан для работы в городских условиях. Заявленная грузоподъемность – немногим больше тонны – делает его одним из наиболее рациональных вариантов для развозки грузов.
Вторая категория (N2) предполагает транспорт посолиднее: общей массой до 12 тонн. Этот электрогрузовик – плод совместной разработки ученых и специалистов МАЗа.
– Полностью белорусский продукт, – подчеркивает
Сергей Поддубко. – Созданный на шасси техники МАЗа и дополненный разработанной
в институте «электрикой» –
компонентной базой: электродвигатели и блок управления – инверторы, редукторы, батареи. Сейчас этот грузовик отправился на выставку в Санкт-Петербург.
Как отметил гендиректор ОИМ, самое важное и наукоемкое для электрогрузовиков – это управление электроникой. Без него никуда. Ни одна фирма-производитель не делится алгоритмами или программным продуктом по управлению двигателем. Поэтому ученые сами разработали алгоритмы и ПО и испытали их работоспособность в деле. Как, впрочем, и работу зарядных устройств.
– Когда в электрогрузовиках используют тандем электродвигателя с коробкой передач, это резко повышает эффективность, – пояснил ученый. – Коробки передач у нас свои, отечественные, сами разработали. Вот и на грузовике МАЗ такая стоит. Мы также создали стенды, на которых имеем возможность испытывать двигатели, отрабатывать алгоритмы управления. Выдаем сертификаты на двигатели. Штук шесть, наверное, уже увезли россияне.
Третью категорию (N3) тяжеловесов общей массой до 20 тонн открывает грузовик от «Белкоммунмаша». Ученые же в свою очередь снова поработали над его конструкцией в части расчетов. Созданный первый опытный экземпляр тяжелой грузовой техники немногим более трех месяцев назад передан на испытание в крупную торговую сеть и проходит теперь обкатку в реальных условиях эксплуатации.
По мнению разработчиков, электрификация грузового транспорта в Беларуси очень перспективна. Во всем мире, может быть, это направление развивается и не столь быстро, как легковой электротранспорт. Но в целом данный сегмент обладает рядом преимуществ и давно нашел своих приверженцев.
Во-первых, важное свойство для грузового электротранспорта – его экологичность. В больших городах очень много так называемой развозной техники, осуществляющей доставку грузов, почты и так далее. Чтобы уменьшить смог от выхлопных газов, желательно ей быть электрической. Во-вторых, энергоэффективность. Электропривод очень эффективен с точки зрения энергетики: коэффициент полезного действия у двигателя внутреннего сгорания составляет обычно 40 % с небольшим, а у электропривода до 90 %. Какая экономия энергии! Да и стоимость пробега километра у электромобиля в несколько раз дешевле, чем на дизельном или другом топливе. Современные литий-ионные аккумуляторы позволяют грузовику преодолевать 200–300 км на одной зарядке батареи. Это значительно больше, чем средний дневной пробег автомобиля, например, коммунальной службы.
Полная версия интервью опубликована в журнале "Экономика Беларуси" №2 (75) 2023