• Инфляция
    5,6 %


  • Ставка рефинансирования
    9,5 %

  • Базовая величина
    40 руб.

  • Арендная величина
    17,76 руб.

 8
Главная / Компании и рынки
28.03.2024

Если шить – значит, жить

Модно, красиво, качественно и функционально – под эти эпитеты белорусской легкой промышленности всегда есть что предложить из одежды и обуви самому взыскательному покупателю.

Поистине национальным достоянием стали именитые бренды «Милавица», «Белвест», «Калинка», «Свiтанак», «Купалинка», Добрушский фарфоровый завод. Не прекращается модернизация крупнейших текстильных производств – Оршанского льнокомбината, Барановичского производственного хлопчатобумажного объединения, «Моготекса», «Камволя».

Более того, с подачи оршанцев появилась целая философия на рынке льна, а могилевчане экспериментируют с уникальными свойствами синтетических материалов, негорючестью и водонепроницаемостью. Безупречно по качеству постельное белье из Барановичей. Обувные холдинги внедрили 3D-проектирование и теперь могут в течение суток ставить на поток новую модель, на натуральную кожу готовы нанести любой рисунок, даже портрет…

И так можно продолжать о каждом из почти сотни предприятий концерна «Беллегпром». Очень важная, интересная всем – от мала до велика – отрасль сегодня развивается в жесткой конкурентной борьбе. О новых модных тенденциях, трансформациях внутри страны и позиционировании за рубежом журнал «Экономика Беларуси» побеседовал с его председателем Татьяной Лугиной.

 

– Татьяна Алексеевна, довольны ли вы итогами работы отрасли за 2023 год?

 

– Минувший год для предприятий легкой промышленности, и концерна «Беллегпром» в частности, начинался достаточно позитивно. В первом полугодии имели серьезный темп индекса промпроизводства, и особенно экспорта – едва ли не 120%. Однако вторая половина года оказалась гораздо сложнее, что в итоге и продемонстрировали показатели нашей работы в цифрах – 104,2% по росту производства и 103,9% по экспорту. Негативную роль сыграл курс доллара к белорусскому рублю, это заставило нас интенсивнее наращивать количественные экспортные параметры.

Кроме того, в принципе меняем стратегию нашего присутствия на внешних рынках. Если раньше предприятия преимущественно работали через оптовые звенья и дилеров, то сейчас в приоритете развитие кооперационных цепочек, которое дает нам более тесную связь с партнерами за пределами страны и стабильные продажи на местных рынках и не только. Неплохо получается создание промкооперации в Узбекистане и некоторых регионах России.

 

– Что это означает и как выглядит на практике?

 

– Пример. Жодинское ОАО «Свiтанак» буквально после участия концерна в первом женском бизнес-форуме, где были достигнуты договоренности с представителями малого бизнеса Узбекистана, с октября прошлого года везет туда стабилизированное трикотажное полотно, которое связано на его оборудовании, выкрашено по строгим национальным техническим требованиям и техрегламентам Таможенного союза, с нашими лекалами и дизайнерскими разработками. Из него на предприятиях Узбекистана с полным сопровождением белорусских технологических служб изготавливаются на раскройно-швейных участках модели под торговой маркой «Свiтанак» и возвращаются к нам или поставляются на местный рынок и в Россию. Подобный опыт есть также у «Милавицы», «Калинки», «Славянки», Оршанского льнокомбината – по изготовлению льняных мужских рубашек.

Схема организации работы на давальческом сырье связана с тем, что швейных рук в Беларуси не хватает. Потому очень важно профессиональные компетенции швеи направлять на более трудоемкий и сложный в изготовлении ассортимент, такой как пальтовая, костюмно-плательная группа. А то, что попроще – верхний, бельевой трикотаж, юбки, брюки для детей, – можем передать на изготовление. И главное, узбекские и российские партнеры в этом заинтересованы. Это очень важный вектор сотрудничества, который позволит предприятиям, не увеличивая количество занятых в стране, демонстрировать темпы роста объемов производства в натуральном выражении.

Плюс к промкооперации еще один важный вектор продвижения за рубежом – расширение своей розничной сети в России и других странах. Как было до сих пор? К нам приезжал оптовик и забирал продукцию, или мы ему отгружали. Преимущественно это были Москва, Московская область либо Смоленск, Иваново. Сегодня этого мало. С учетом потери украинских и западных рынков сбыта перед нами стоит совершенно другая задача: осваивать так называемую дальнюю дугу на востоке России – Сибирь и Дальний Восток. С российским бизнесом в Новосибирской области в последние год-полтора плюс к оптовому звену создаем и развиваем совместную торговую сеть. В планах на нынешний год также освоить Иркутск, Владивосток и другие дальневосточные регионы через самостоятельное продвижение товара нашими представителями, которые там уже работают.

Как показала практика, невозможно закрепиться надолго на многих рынках только через оптовое звено. Это все временно, если нет более глубоких связей через промкооперацию или развитие собственного ритейла. В противном случае экспорт будет всегда чувствителен к колебаниям курсов валют и внешним политическим веяниям. А когда связь более глубокая, не только на уровне купи-продай, созданы рабочие места, есть совместный бизнес – это куда больше обязывает и партнерскую сторону и, как следствие, обеспечивает больше гарантий для нашего длительного присутствия на том или ином рынке.

* Полный текст статьи опубликован в журнале "Экономика Беларуси" №1 (78) 2024 г.