• Инфляция
    5,7 %


  • Ставка рефинансирования
    9,5 %

  • Базовая величина
    40 руб.

  • Арендная величина
    17,76 руб.

 45
Главная / Компании и рынки
25.10.2022

Безотходное производство

В Беларуси лесосырьевые ресурсы используются эффективно. На предприятиях концерна «Беллесбумпром» организована практически безотходная переработка древесины. Находит применение весь ресурс: деловая древесина направляется на производство изделий, например, мебели, окон, дверей, деревянных домов, а низкотоварная древесина перерабатывается заводами при изготовлении древесных плит и целлюлозным производством. Глубокая переработка древесного сырья позволяет выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью, значительная часть которой является как импортозамещающей, так и экспортной. О комплексной переработке имеющихся в стране сырьевых ресурсов, работе в условиях беспрецедентного давления на отрасль, проектах, которые позволят решить вопросы импорта, а также о том, какие задачи стоят сегодня перед предприятиями, в интервью журналу «Экономика Беларуси» рассказал заместитель председателя концерна «Беллесбумпром» Александр ПШЁННЫЙ.


– Александр Александрович, расскажите, как предприятия концерна работают над импортозамещением. Какие проекты реализованы, что в планах?

– Благодаря модернизации основной базы деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных производств ассортиментный перечень продукции организаций концерна значительно расширился и охватывает сегодня порядка 80 видов товарных позиций изделий из древесины, бумаги, картона и продуктов лесохимии. По большому счету все они являются альтернативой импортным аналогам. Наша задача обеспечить потребности внутреннего рынка по каждому из них. При этом перечень производимых нами товаров, их около 50, включен в отраслевую программу развития импортозамещающих производств и наращивания выпуска соответствующей продукции.

Это товары, которых ранее в стране производилось недостаточно либо не выпускалось вообще. К ним относятся целлюлоза, плиты древесно-волокнистые (в том числе МДФ) и древесно-стружечные, фанера, мелованный многослойный картон, немелованные бумага и картон, гофрированный картон и ящики из него, бумажные мешки, негофрированный картон, бумага газетная и санитарно-гигиенического назначения, изделия из нее и многое другое.

Все названные товары отечественного производства стали занимать более широкую нишу на внутреннем рынке. Это касается как продукции промышленного назначения, например, целлюлозы и мелованного картона, так и конечных продуктов для потребительского рынка, например, мебели и напольных ламинированных покрытий.

В целом, по итогам первого полугодия организации концерна нарастили выпуск импортозамещающей продукции до 476,3 млн долларов, что на 46 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

– Что касается целлюлозы и целлюлозно-бумажной промышленности в целом. Эта отрасль одна из ключевых в концерне. Насколько удается обеспечить товарами целлюлозно-бумажной промышленности внутренний рынок?

– Продукция целлюлозно-бумажного производства – это показательный пример действенности развития импортозамещающего производства. Появление на рынке страны собственных исходных материалов, например, таких как целлюлоза, бумага и картон, которые, по сути, являются полуфабрикатами, всегда стимулирует развитие последующих производственных циклов, ориентированных на переработку этих полуфабрикатов и получение готовой продукции с соответствующей добавленной стоимостью.

Если раньше порядка 80 % от объема производства целлюлозы поставлялось на внешние рынки и только 20 % направлялось на переработку в готовую продукцию в стране, то сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот. Уже 80 % целлюлозы потребляет внутренний рынок. Предприятия-переработчики различных форм собственности, как крупные, так и средние и мелкие, изготавливают из нее разнообразные товары: бумагу, картон, санитарно-гигиенические изделия в виде туалетной бумаги, бумажных полотенец, салфеток, платочков, подгузников и прочего. И они, в свою очередь, относятся к импортозамещающим.


БЛАГОДАРЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ БАЗЫ ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩИХ
И ЦЕЛЛЮЛОЗНО­БУМАЖНЫХПРОИЗВОДСТВ АССОРТИМЕНТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКЦИИ
ПРЕДПРИЯТИЙ КОНЦЕРНА «БЕЛЛЕСБУМПРОМ» ЗНАЧИТЕЛЬНО РАСШИРИЛСЯ
И СОСТАВЛЯЕТ ПОРЯДКА 80 ВИДОВ ТОВАРНЫХ ПОЗИЦИЙ


Следующий пример – бумага-основа для декоративных облицовочных материалов, которую мы начали производить на Заводе газетной бумаги в Шклове. В такой бумаге нуждаются производители напольных ламинированных покрытий, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит. В Беларуси таких производств немало. Раньше они эту бумагу импортировали, а сейчас есть продукт собственного производства.

Ввод в 2021 году завода мелованных и немелованных видов картона на базе Добрушской бумажной фабрики «Герой труда» также позволил решить проблему импорта. Сегодня уже более 40 типографий страны закупают добрушский картон для изготовления упаковки для ряда отраслей: фармацевтической, кондитерской, табачной, парфюмерно-косметической, а также для производства одноразовой посуды и полиграфической продукции.

Как видите, обеспечивается комплексная переработка имеющихся в стране ресурсов сырья и материалов. Экономический эффект от каждого цикла производства получают отечественные предприятия. Помимо удовлетворения потребностей внутреннего рынка, вся продукция, о которой я говорил, поставляется и на экспорт. На внешних рынках она также имеет устойчивый спрос и хорошо реализуется.

– Как работают в непростых экономических условиях белорусские производители мебели?

– Сектор мебельного производства является своеоб-разной вершиной деревообработки. В нем обеспечивается самая высокая степень переработки древесного сырья. Добавленная стоимость в готовом изделии – мебели – в разы выше, чем в полуфабрикатах, например, в плите или фанере. Про доску мы даже не говорим. Поэтому производство мебели – это наше стратегическое направление. Проведение модернизации плитных производств концерна было нацелено в том числе на то, чтобы обеспечить отечественные мебельные предприятия широким ассортиментом древесных плит высокого качества. И эта цель достигнута. Благодаря наличию в Беларуси собственных плитных заводов развитие получило и мебельное производство. За последние 5–6 лет количество субъектов хозяйствования, производящих мебельную продукцию, в стране выросло более чем в 2 раза, с 600 до 1300. Белорусские ламинированные древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты используют как крупные мебельные компании, такие как «Пинскдрев», «Гомельдрев», «Молодечномебель», «Ивацевичдрев», так и небольшие, средние и малые предприятия, индивидуальные предприниматели, изготавливающие мебель под заказ.

Отмечу, что все предприятия концерна, которые производят плиты, имеют и собственные мощности по выпуску мебели, то есть и сами дорабатывают свою плиту в конечный продукт для потребительского рынка. Реализуют ее и внутри страны, и экспортируют.

За январь – июнь предприятия концерна увеличили объем продаж мебели на внутреннем рынке более чем на 14 %, экспорт вырос на 6 %. Так что отрасль развивается.


ПРОДУКЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ КОНЦЕРНА РЕАЛИЗУЕТСЯ
НА РЫНКАХ ДЕСЯТКОВ СТРАН БЛИЖНЕГО И ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ


– Основную часть своей продукции предприятия концерна экспортируют. Это, несомненно, подтверждает ее качество и конкурентоспособность. Есть ли в сложившихся условиях сложности с поставками? Не станут ли санкции преградой для экспорта?

– Да, действительно, подавляющая часть предприятий концерна – это экспорториентированные производства. В 2021 году из общего объема выпущенной продукции на внешние рынки поставлено почти 80 %. За первое полугодие текущего года – 70 %. Объем по-прежнему немалый. Хотя давление на отрасль сейчас беспрецедентное. Отмена действия на белорусскую продукцию европейских лесных сертификатов, санкции в отношении группы товаров, а также существенные проблемы с доставкой грузов внесли определенные трудности в работу. В целях разрешения этих вопросов в концерне разработан план мер по противодействию введенным санкциям и выходу на новые рынки сбыта.

Перед организациями концерна стоит задача сработать в текущем году с положительной динамикой показателей социально-экономического развития. Первое полугодие организации отрасли завершили с плюсом. Необходимо быть не хуже и по итогам года. Во главе угла реализация произведенной продукции. Основное внимание – экспорту.

Продукция предприятий концерна реализуется на рынках десятков стран ближнего и дальнего зарубежья. С учетом того, что со стороны политических сил Европейского союза оказывается санкционное давление на нашу отрасль, произошли изменения в направлениях экспорта – планомерно наращивается сбыт продукции на альтернативные рынки.

– Какие новые направления экспорта в числе приоритетных? Какая продукция наиболее востребована на внешнем рынке?

– Идет наращивание экспорта на рынки Азии, Ближнего Востока и Африки. Среди приоритетных направлений и рынок Китая. Больше продукции начали поставлять на уже традиционные для нас рынки стран СНГ. Так, по итогам первого полугодия текущего года в общем объеме экспорта предприятий концерна 50,7 % пришлось на СНГ. За аналогичный период 2021 года на эти рынки поставлялось 46,5 %.

Что касается товарной структуры экспорта, то основную долю в денежном выражении занимают древесные плиты (23 %), бумага и картон (23 %), мебель (17 %), фанера (13 %) и целлюлоза (9 %). По всем этим товарам (за исключением целлюлозы, которую, как я уже говорил, мы больше стали перерабатывать внутри страны) по итогам первого полугодия экспорт вырос.

– Расскажите, пожалуйста, о развитии сотрудничества с Россией. Какие можно привести примеры удачного белорусско-российского взаимодействия?

– Рынок Российской Федерации исторически был и остается ключевым для предприятий концерна. По объемам экспорта он всегда на первом месте. В 2021 году в Россию организациями отрасли поставлено продукции на 291,7 млн долларов – это 29,6 % от общего объема годового экспорта концерна. Темп роста к 2020 году 147,8 %. В текущем году мы продолжили наращивать экспорт в Россию. За январь – июнь поставлено продукции на 184,2 млн долларов, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Продукция поставляется в 67 регионов России: от Москвы и Санкт-Петербурга до Якутии и Сахалина. Среди ключевых товарных позиций – бумага и картон, древесные плиты и мебель. Объемы продаж по ним выросли в 1,2–2 раза.

В целом взаимодействие с нашими российскими партнерами укрепляется и развивается. Ведь Россия для нас не только стратегическое экспортное направление, но и партнер в поставках тех компонентов и материалов для производства, которые не выпускаются в Беларуси либо имеют необходимые нам характеристики. Объем внешней торговли с российскими компаниями по итогам первого полугодия составил почти 250 млн долларов и прирос к уровню шести месяцев 2021 года на 45 %. Думаю, это яркий показатель того, что мы работаем очень плотно и взаимовыгодно.

– Какие основные задачи стоят сегодня перед предприятиями концерна?

– Главная задача, как я уже говорил, сработать в текущем году с достижением намеченных планов, невзирая на возникшие сложности. Для нас важно обеспечить ритмичные отгрузки, что позволит устойчиво функционировать производствам, не снижать объемы, загружать мощности. Поэтому в настоящее время основные задачи, которыми занимаются все предприятия отрасли, – это диверсификация экспорта, разрешение логистических проблем, которые, к сожалению, крайне негативно влияют на экспортные потоки, а также расширение продаж на внутреннем рынке страны.