Главная
/
Панорама
15.02.2021
Строительство жилья
В Беларуси за прошлую пятилетку было введено в эксплуатацию более 20,3 млн кв.м жилья, из которых 7,6 млн кв.м было построено для нуждающихся, в том числе 5 млн кв.м для граждан, имеющих право на государственную поддержку, около 700 тыс. кв.м - арендных жилых помещений. Более 38,7 тыс. квартир получили многодетные семьи. За этот период уровень обеспеченности населения жильем на одного человека удалось повысить на 4,5% - с 26,5 до 27,8 кв.м на человека по итогам 2019 года, а в Гродненской и Минской областях этот показатель вообще превысил 30 кв.м. Этого удалось добиться и благодаря реализации государственной программы "Строительство жилья" на 2016-2020 годы. Не менее амбициозные планы и в госпрограмме на текущую пятилетку. О задачах, которые стоят перед строительной отраслью страны на 2021-2025 годы, новых механизмах для решения квартирного вопроса населения и новшествах для стройкомплекса Беларуси рассказал в интервью БЕЛТА начальник главного управления строительства и жилищной политики Минстройархитектуры Владислав ШАПОВАЛОВ.
- Действительно, одним из приоритетных направлений будет сбалансированное развитие различных форм обеспечения людей жильем в зависимости от их доходов, предпочтений и места проживания, и решаться эти вопросы будут как с использованием мер государственной поддержки, так и с применением новых механизмов финансирования строительства, а именно - приобретение жилья на вторичном рынке, аренда квартир, развитие системы жилищных строительных сбережений, совершенствование механизмов ипотечного жилищного кредитования и другие. Что касается граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на государственную поддержку, то им и далее будет продолжено оказание такой поддержки в виде кредитов на строительство жилья, как льготных, так и субсидируемых по Указу №240.
Хочу отметить, что доступность жилья для всех возрастет, и связано это с ограничением прибыли застройщика до 5% при строительстве жилых домов долевым способом, независимо от того, будут ли это УКСы или другие застройщики. Это предусмотрено указом №247 "О строительстве жилых помещений", который вступил в силу 8 января этого года.
Продолжится строительство жилья социального пользования для граждан, имеющих на него право, речь идет о многодетных семьях, детях-сиротах и других. Объемы строительства такого жилья будут зависеть от объемов финансовых средств.
Сейчас государство начинает переориентироваться на относительно новое направление в обеспечении граждан доступным жильем и принимает меры к более широкому развитию арендного жилья. Это перспективное направление, характерное для многих стран мира, и оно должно стать у нас доступным не только для очередников, но для всех желающих получить его. Оно делает подвижными трудовые ресурсы, которые на данный момент связаны собственностью и потеряли свою мобильность. Арендное жилье позволит искать не работу возле дома, а дом возле работы, что положительно отразится на благосостоянии граждан и в целом развитии экономики страны. Дальнейшее развитие рынка арендного жилья предполагает вовлечение в этот процесс как государства и частных юридических лиц, так и физлиц. Для этого необходимо продолжить строительство арендных домов за счет бюджетных средств, создать республиканскую базу данных частных арендодателей жилья, выработать и создать условия для строительства арендного жилья (домов и отдельных квартир) индивидуальными предпринимателями и частными застройщиками. Стоит также рассмотреть возможность представления такого жилья физлицам на льготных либо рыночных условиях. Основаниями для получения льгот является их отнесение к таким категориям, как многодетные семьи, военнослужащие и иные. Разница между рыночной и фактической арендной платы именно для льготников должна возмещаться за счет организации - нанимателя или бюджета. Также планируется ставку арендной платы привязывать не к базовой величине по республике, а к уровню оплаты труда в регионе, в котором предоставляется арендное жилье.
Кроме того, чобы максимально удовлетворить потребности людей в жилье с учетом их индивидуальных запросов и финансовых возможностей, в 2020 году был внедрен новый финансовый механизм - жилищные строительные сбережения (ЖСС). Эта система предусматривает накопление ее участниками денежных средств в банковском вкладе (депозите) для финансирования строительства жилья с выплатой премии государства и предоставлением возможности получения жилищного кредита после истечения периода накопления по ставке ниже рыночной. Кстати, ставка по такому кредиту не может превышать ставку по вкладу более чем на 3%, это позволит людям оценить свои финансовые возможности на перспективу.
Участниками государственной системы жилстройсбережений могут стать все категории граждан - как состоящие, так и не состоящие на учете нуждающихся. А это в условиях ограниченности государственной поддержки откроет людям дополнительные возможности для решения квартирного вопроса. Безусловно, этот механизм послужит стимулом к жилищному строительству, поскольку он предполагает вовлечение в систему ЖСС максимально широкого круга участников за счет поощрения их премией за то, что граждане на долгосрочной основе хранят деньги в этой системе, а также предоставления возможности получения жилищного кредита на выгодных условиях.
- В текущей пятилетке планируется ежегодное увеличение объемов строительства общей площади жилья на 100 тыс. кв.м с доведением объемов ввода в эксплуатацию в 2025 году до 4,5 млн кв.м. Предусматривается также развитие городов-спутников и принципа "обратной миграции" населения в малые и средние города, причина - чем крупнее город, тем больше в нем очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для этого планируется предлагать гражданам, в том числе и тем, кто недавно был принят на учет нуждающихся, и которым еще годы предстоит ожидать подхода своей очереди на жилье в областном центре, решить свой квартирный вопрос и начать строительство вне очереди в малых и сельских населенных пунктах, численность населения которых не превышает 20 тыс. человек. При этом их право на получение государственной поддержки (если они им обладают) будет сохранено.
- Глава государства и правительство поставили перед нами задачи по наращиванию объемов возведения именно таких жилых домов, где электрическая энергия используется для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Министерство архитектуры и строительства в свою очередь разработало государственную программу "Строительство жилья" на 2021-2025 годы, в которой как раз и предусмотрено доведение объемов строительства электродомов к 2025 году до 30% от общего ввода жилья в эксплуатацию.
- Сформированная законодательная база позволяет в ближайшей перспективе сделать упор на широкое развитие комплексного строительства индивидуального жилья и необходимых объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. Развитие индивидуального жилстроя останется одним из основных направлений строительства и в текущей пятилетке. Комплексную индивидуальную застройку планируется осуществлять одним застройщиком, в том числе для упорядочения и улучшения архитектурного облика населенных пунктов.
Это строительство будет осуществляться путем застройки территории с акцентом на создание экологически благоприятных условий жизнедеятельности, комфортной среды проживания с сохранением существующих природных комплексов, а также развитием безбарьерной среды, необходимой для социальной интеграции и самостоятельной деятельности всех категорий граждан, включая физически ослабленных лиц. Положительные аспекты комплексной индивидуальной жилой застройки заключаются в том, что такие жилые дома люди получат в установленные сроки, будет исключена практика возведения зданий-долгостроев, нарушающих общую дизайнерскую концепцию жилых районов. Также комплексное освоение районов позволит своевременно обеспечить их минимально необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. Кстати, для оперативного развития такой комплексной застройки предлагается в первую очередь приступить к освоению территорий, обеспеченных объектами инженерной и транспортной инфраструктуры.
Сейчас Минстройархитектуры совместно с облисполкомами занимаются созданием необходимой нормативной базы и привлечением к этому процессу единого застройщика, в лице УКСов и государственных строительных организаций. Этим предприятиям земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов предоставляются без аукциона.
- Действительно, чтобы не допустить превышения стоимости строительства жилья с господдержкой над уровнем средней заработной платы по стране Минстройархитектуры совместно с облисполкомами и Мингорисполкомом принимают соответствующие меры. Так, стоимость 1 кв.м жилья с государственной поддержкой обеспечивается в установленных пределах за счет проведения комплексной оптимизации затрат по полному циклу строительства. Для снижения цены 1 кв.м в многоквартирных жилых домах заказчики строят по экономичным типовым или повторно применяемым проектам, закладывается минимальная прибыль застройщика.
- Начиная с 2011 года проектирование жилых домов в Беларуси выполняется только в энергоэффективном исполнении. А в 2019-2020 годах из Республиканского фонда типовой проектной документации были исключены типовые проекты жилых домов, выполненные не в энергоэффективном исполнении. Энергоэффективным жилым домам по показателям удельного расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию присваиваются классы А+, А и В. Так вот в настоящее время все проектируемые и возводимые в стране жилые здания соответствуют классу В, и это очень хорошо.
Кроме того, РУП "Институт БелНИИС" разработало рекомендации по проектированию, возведению и эксплуатации интеллектуальных зданий и сооружений для внедрения конструктивных, организационно-технических и технологических решений интеллектуальных зданий, включающие типовые проектные решения системы "Умный дом", которые направлены на повышение эффективности управления инженерными системами здания в рамках единой автоматизированной управляющей системы, минимизацию затрат при обеспечении требований пользователя, предъявляемых к каждому типу помещения в зависимости от его назначения. Автоматизированные системы управления интеллектуальными зданиями "Умный дом" также применяются при проектировании многоквартирных жилых домов по требованию заказчика. Минстройархитектуры в свою очередь в рамках цифровой трансформации строительной отрасли проводит курс по внедрению при проектировании и строительстве объектов технологических решений, применяемых в интеллектуальных зданиях.
БЕЛТА
- Владислав Юрьевич, приоритетным направлением реализации программы будет сбалансированное развитие разных форм удовлетворения жилищных потребностей граждан. Какими методами и с использованием каких механизмов планируется этого достичь?
Хочу отметить, что доступность жилья для всех возрастет, и связано это с ограничением прибыли застройщика до 5% при строительстве жилых домов долевым способом, независимо от того, будут ли это УКСы или другие застройщики. Это предусмотрено указом №247 "О строительстве жилых помещений", который вступил в силу 8 января этого года.
Продолжится строительство жилья социального пользования для граждан, имеющих на него право, речь идет о многодетных семьях, детях-сиротах и других. Объемы строительства такого жилья будут зависеть от объемов финансовых средств.
Сейчас государство начинает переориентироваться на относительно новое направление в обеспечении граждан доступным жильем и принимает меры к более широкому развитию арендного жилья. Это перспективное направление, характерное для многих стран мира, и оно должно стать у нас доступным не только для очередников, но для всех желающих получить его. Оно делает подвижными трудовые ресурсы, которые на данный момент связаны собственностью и потеряли свою мобильность. Арендное жилье позволит искать не работу возле дома, а дом возле работы, что положительно отразится на благосостоянии граждан и в целом развитии экономики страны. Дальнейшее развитие рынка арендного жилья предполагает вовлечение в этот процесс как государства и частных юридических лиц, так и физлиц. Для этого необходимо продолжить строительство арендных домов за счет бюджетных средств, создать республиканскую базу данных частных арендодателей жилья, выработать и создать условия для строительства арендного жилья (домов и отдельных квартир) индивидуальными предпринимателями и частными застройщиками. Стоит также рассмотреть возможность представления такого жилья физлицам на льготных либо рыночных условиях. Основаниями для получения льгот является их отнесение к таким категориям, как многодетные семьи, военнослужащие и иные. Разница между рыночной и фактической арендной платы именно для льготников должна возмещаться за счет организации - нанимателя или бюджета. Также планируется ставку арендной платы привязывать не к базовой величине по республике, а к уровню оплаты труда в регионе, в котором предоставляется арендное жилье.
Кроме того, чобы максимально удовлетворить потребности людей в жилье с учетом их индивидуальных запросов и финансовых возможностей, в 2020 году был внедрен новый финансовый механизм - жилищные строительные сбережения (ЖСС). Эта система предусматривает накопление ее участниками денежных средств в банковском вкладе (депозите) для финансирования строительства жилья с выплатой премии государства и предоставлением возможности получения жилищного кредита после истечения периода накопления по ставке ниже рыночной. Кстати, ставка по такому кредиту не может превышать ставку по вкладу более чем на 3%, это позволит людям оценить свои финансовые возможности на перспективу.
Участниками государственной системы жилстройсбережений могут стать все категории граждан - как состоящие, так и не состоящие на учете нуждающихся. А это в условиях ограниченности государственной поддержки откроет людям дополнительные возможности для решения квартирного вопроса. Безусловно, этот механизм послужит стимулом к жилищному строительству, поскольку он предполагает вовлечение в систему ЖСС максимально широкого круга участников за счет поощрения их премией за то, что граждане на долгосрочной основе хранят деньги в этой системе, а также предоставления возможности получения жилищного кредита на выгодных условиях.
Ипотека наряду с жилищными строительными сбережениями, а также существующими механизмами строительства жилья, является еще одной возможностью улучшить свои жилищные условия. Для развития в стране ипотечного кредитования и создания дополнительных условий 16 апреля 2020 года был подписан соответствующий Указ №130.
- Согласно госпрограмме, на ближайшие 5 лет ожидается поэтапное увеличение объемов жилищного строительства. Это касается возведения арендного жилья и жилья с использованием электрической энергии для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Однако, львиная доля нуждающихся в улучшении жилищных условий приходится именно на Минск и областные центры. В связи с этим, как будет решаться в Беларуси квартирный вопрос, не допуская при этом перенаселения крупных городов?
Что касается арендного жилья, то его строительство началось в Беларуси с 2012 года. И если в 2012 году объем строительства такого жилья составил только 12 тыс. кв.м (все было введено в Минске), то уже сейчас, за последнюю пятилетку, объемы строительства арендного жилья составяют 120-130 тыс. кв.м в год. Повторюсь, арендное жилье - это одна из форм решения жилищной проблемы, альтернатива строительства собственного жилья и перспективное направление, характерное для многих стран мира. Практика развития такого строительства за последние 30 лет свидетельствует о том, что в странах Западной Европы активно развился рынок арендного жилья, где практически половина населения живет в арендуемом жилье. Строительство такого жилья активно стимулируется за счет недорогих кредитных ресурсов и преференций, которые предоставляются застройщикам. И общая тенденция здесь - увеличение доли частных инвесторов в строительстве арендного жилищного фонда. В этом направлении будем развиваться и мы.
- В Беларуси сейчас развивается еще одно не менее интересное направление - это возведение так называемых электродомов, в которых электрическая энергия используется для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Расскажите подробнее об этой новой для нашей страны сфере строительства.
В планах на этот год построить 172,4 тыс. кв.м жилья, в которых электроэнергия будет использоваться для отопления, горячего водоснабжения и приготовления пищи. Из них 11,3 тыс. кв.м будет возведено в Брестской области, 27 тыс. кв.м - в Витебской, 16,2 тыс. кв.м - в Гомельской, по 30 тыс. кв.м - в Гродненской и Могилевской областях, 50 тыс. кв.м - в Минской области и 7,9 тыс. кв.м будет построено в Минске. Кстати, эти задания были установлены правительством, а начиная с 2022 года объемы строительства арендного жилья и жилья с использованием электрической энергии будут определяться облисполкомами и Мингорисполкомом исходя из имеющейся потребности в такой жилой недвижимости. Совет Министров в свою очередь будет устанавливать задания только по вводу в эксплуатацию общей площади жилья и домов с государственной поддержкой.
- В госпрограмме также говорится о продолжении развития комплексного индивидуального жилищного строительства. Каким образом предполагается это осуществлять? Какие мероприятия намечены для реализации этого плана?
Это строительство будет осуществляться путем застройки территории с акцентом на создание экологически благоприятных условий жизнедеятельности, комфортной среды проживания с сохранением существующих природных комплексов, а также развитием безбарьерной среды, необходимой для социальной интеграции и самостоятельной деятельности всех категорий граждан, включая физически ослабленных лиц. Положительные аспекты комплексной индивидуальной жилой застройки заключаются в том, что такие жилые дома люди получат в установленные сроки, будет исключена практика возведения зданий-долгостроев, нарушающих общую дизайнерскую концепцию жилых районов. Также комплексное освоение районов позволит своевременно обеспечить их минимально необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой. Кстати, для оперативного развития такой комплексной застройки предлагается в первую очередь приступить к освоению территорий, обеспеченных объектами инженерной и транспортной инфраструктуры.
Сейчас Минстройархитектуры совместно с облисполкомами занимаются созданием необходимой нормативной базы и привлечением к этому процессу единого застройщика, в лице УКСов и государственных строительных организаций. Этим предприятиям земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов предоставляются без аукциона.
В областях уже реализуются некоторые проекты комплексной индивидуальной жилой застройки. Так, например, в городе Орша Управление капитального строительства в 2020 году ввело в эксплуатацию жилые дома общей площадью 4691 кв.м. В Гомельской области УКС в качестве инжиниринговой компании предлагает гражданам свои услуги по ведению процесса строительства индивидуальных жилых домов, оформлению документов, в том числе по вводу в эксплуатацию самого дома.
- Средняя стоимость 1 кв.м жилья, построенного с господдержкой, в 2021 году определена в размере Br1152, к 2025-му она должна вырасти до Вr1433,2. Это достаточно небольшое увеличение цены за такой период, каким образом планируется сдерживать рост стоимости 1 кв.м? Какие меры для этого принимаются министерством?
Положительный результат этой работы уже имеется: за последние годы обеспечено опережение роста среднемесячной заработной платы над средней стоимостью 1 кв.м общей площади жилых домов, построенных с государственной поддержкой. В 2018 году коэффициент соотношения стоимости 1 кв.м к заработной плате составлял 0,87, в 2019 году - 0,85, а в 2020-м - 0,84. Это указывает на увеличение в текущей пятилетке доступности жилья, строящегося с государственной поддержкой для граждан, состоящих на учете нуждающихся. И эта работа продолжится.
- А как сегодня в Беларуси с использованием энергосберегающих решений и технологий умного дома при возведении многоэтажных жилых домов? Какие инновационные разработки белорусских специалистов планируется применять для этих целей?
Кроме того, РУП "Институт БелНИИС" разработало рекомендации по проектированию, возведению и эксплуатации интеллектуальных зданий и сооружений для внедрения конструктивных, организационно-технических и технологических решений интеллектуальных зданий, включающие типовые проектные решения системы "Умный дом", которые направлены на повышение эффективности управления инженерными системами здания в рамках единой автоматизированной управляющей системы, минимизацию затрат при обеспечении требований пользователя, предъявляемых к каждому типу помещения в зависимости от его назначения. Автоматизированные системы управления интеллектуальными зданиями "Умный дом" также применяются при проектировании многоквартирных жилых домов по требованию заказчика. Минстройархитектуры в свою очередь в рамках цифровой трансформации строительной отрасли проводит курс по внедрению при проектировании и строительстве объектов технологических решений, применяемых в интеллектуальных зданиях.
БЕЛТА
В Европе начинают добывать уран
20.06.2024
Макроэкономика
Полквартиры за сотку земли
21.06.2024