• Инфляция
    5,7 %


  • Ставка рефинансирования
    9,5 %

  • Базовая величина
    40 руб.

  • Арендная величина
    17,76 руб.

 45
Главная / Макроэкономика
28.06.2024

"Проект районного масштаба": в Новополоцке - ставка на высокотехнологичный экспорт и экологию

По инициативе Президента страны в каждом районе реализуется минимум по одному инвестиционному проекту. Предприятия строятся с нуля или модернизируются существующие производственные мощности, появляются новые виды продукции, но главное – создаются рабочие места, как правило, хорошо оплачиваемые, ведь бизнес вкладывается только в прибыльное дело. Это мотивирует молодежь находить свое призвание на малой родине, дает импульс развитию регионов, а людям – новое качество жизни.

Экономика предприятий и районов Беларуси, показанная через судьбу человека, – главная тема нового творческого проекта БЕЛТА и журнала «Экономика Беларуси».

Новополоцк – яркая жемчужина в короне Витебщины. Кто в Беларуси и СНГ не слышал о «Нафтане» или «Полимире»? Объемы промышленного производства города – флагмана отечественной нефтехимии стабильно прирастают: только за последние три года увеличились в 1,6 раза. Сегодня это, ни много ни мало, половина объема промпроизводства всей области – цифры впечатляющие! Но у любого роста есть свои издержки. В нашем случае – экологические.

Как в Новополоцке давнишнюю экологическую проблему смогли превратить в прибыльный импортозамещающий проект? Благодаря чему бывшее предприятие оборонного сектора стало главным поставщиком на конвейер ведущих российских и белорусских заводов? И когда здесь начнут выпускать комплектующие для белорусских электрокаров? Все ответы – в нашем репортаже.

 

Ход колесом

В промзоне Новополоцка компактно разместился Биомехзавод бытовых вторресурсов. Именно сюда свозят коммунальные отходы со всего города, сортируют и перерабатывают. С декабря прошлого года здесь появился современный комплекс по углубленной переработке изношенных шин и резинотехнических изделий с получением резиновой крошки и производство резинотехнических изделий. Сказать, что этот уникальный проект был важен для города, не сказать ничего. Но обо всем по порядку.

С весовой, куда один за другим прибывают на взвешивание доверху груженые «МАЗы», идем, беседуя, вместе с главным инженером биомехзавода вторичных ресурсов Вадимом Кулешовым:

– Проблема утилизации изношенных шин в Витебской области стояла довольно остро. В год здесь скапливается около 7300 тонн подобных отходов. А перерабатывать реально негде: в регионе таких предприятий не было. Ближайшие расположены в Могилеве за 300 км или в Гродно – за 500. Мало того что везти нужно далеко, так еще и платить за переработку.

Так родилась идея, которую поддержало руководство города. По итогам рабочей поездки Премьер-министра в Новополоцк и Полоцк утвердили график ее реализации. Разработали бизнес-план, проектную документацию, прошли экспертизу. В итоге Минэкономики включило комплекс по углубленной переработке изношенных шин в пул проектов, реализуемых по принципу «Один район – один проект».

Основные инвестиции – 6,1 млн рублей – выделил ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», еще 800 тыс. рублей добавил завод. И процесс начал быстро набирать обороты.

За год сделали реконструкцию пустовавшего ранее цеха, по тендеру закупили оборудование – и 29 декабря 2023-го торжественно запустили производство.


В январе новый комплекс по углубленной переработке изношенных шин (под который создано 23 рабочих места) выпустил пробную партию продукции. Она предназначена для покрытий детских площадок, спортивных сооружений и фитнес-центров и соответствует всем самым строгим гигиеническим нормативам.

На площадке перед входом в комплекс подъехавший «МАЗ» только что выгрузил партию изношенных покрышек от тракторов и грузовиков. И мы наблюдаем за процессом их технологического превращения. Двое рабочих кладут здоровенную шину на «гильотину» – и огромный резак лихо рассекает ее на части. Конвейер доставляет их в шредер, где происходит измельчение. Из образовавшейся крошки металлодетектор затем извлекает металлический корд, а система аспирации – текстильный.


Важно то, что ни один из этих компонентов не пропадет и будет использован в производстве вторичного сырья.

– В рабочую смену линия перерабатывает около 5 тонн шин. На выходе получаем высококачественную резиновую крошку трех фракций: 1–3 мм, 2–4 мм и 3–5 мм. Сама по себе она уже готовое ликвидное сырье, которое продаем заказчикам, упаковывая в полипропиленовые биг-бэги. Однако с этого момента процесс трансформации только начинается, – демонстрирует нам возможности комплекса углубленной переработки инженер-технолог Мария Петрова. – Сейчас вы увидите, как старые изношенные шины становятся высококачественной плиткой.


На отдельном участке в резиновую крошку добавляют краситель и клей, перемешивают. Цвет любой, какой пожелает заказчик (можно двухцветную, можно даже с рисунком). Затем сырье засыпают в специальные квадратные формы, добавляют клей, сжимают под прессом и ставят «допекаться» в сушильный шкаф при температуре 60–70 градусов. К концу смены погрузчик увозит на склад около 40 кв. метров готовой плитки 50х50 см.

 

«Этот проект – глоток свежего воздуха»

– В год планируем перерабатывать порядка 3300 тонн резины. Из этого объема сможем произвести не менее 15 тыс. кв. метров плитки. Хотя плитка – это только часть наших возможностей. Оборудование комплекса также предусматривает выпуск других видов изделий, которые широко используются при благоустройстве жилых домов, – Вадим Кулешов показывает образцы готовой продукции и нисколько не сомневается, что она будет очень востребована, причем не только в Новополоцке. – Раньше городу и области приходилось закупать такую плитку в других регионах страны и за рубежом. Сейчас все есть на месте, свое и отличного качества.


После того как комплекс заработал, к биомехзаводу начали проявлять живой интерес предприятия из других областей. А также заказчики из Москвы, Петербурга, Брянска и Смоленска – спрос стабильный. Словом, новый цех – это показательный пример того, как можно сразу решить экономическую и экологическую проблему: создать новые рабочие места, на одном месте собирать, сортировать и перерабатывать отходы и производить из них импортозамещающую продукцию.


Проект реализуется шестой месяц – результаты уже есть. На данный момент с УП «Биомехзавод бытовых вторресурсов» заключили договоры на утилизацию и напрямую работают 85% предприятий области. В этом длинном списке лесхозы, автопарки, СПК, предприятия пищевой и химической промышленности, крупные и малые производства различной формы собственности. Очевидное преимущество, которым привлекают к себе новополочане, – бесплатный прием на утилизацию изношенных шин у юрлиц. Привез, отдал и забыл!

Для населения по городу работает сеть выездных и стационарных приемных пунктов, где можно сдать комплект изношенной авторезины. Одно емкое слово: удобно.

– Что и говорить, для всех новополочан и жителей Витебщины реализация этого проекта – глоток свежего воздуха. Зачем кому-то теперь рисковать и устраивать несанкционированные свалки в лесах и на полях, когда можно быстро и, главное, бесплатно расстаться с ненужными покрышками. Это то, чего так не хватало нашему промышленному городу. Это ощутимая инвестиция в будущее наших детей, в экологию региона, гарантия чистых природных массивов, – убежден Вадим Кулешов. – По документам срок окупаемости проекта 7 лет. Но уверен, это произойдет быстрее: многие соседние с Витебщиной районы проявляют живой интерес к переработке. А местный строительный трест уже начал использовать нашу продукцию при благоустройстве нового микрорайона. Испытания показали, что она прочная, травмобезопасная, не выгорает на солнце и не трескается на морозе.

Забегая вперед, скажу: позже мы заглянем в этот современный микрорайон, расположенный в границах улиц Василевцы-Комсомольская. И увидим все своими глазами. Сейчас здесь идет масштабное жилищное строительство: уже введены в эксплуатацию 6 стильных жилых домов, еще 11 на очереди. И все детские площадки радуют глаз не только новыми игровыми городками, но и новенькой плиткой биомехзавода. Местная детвора шумно катается с горок и на качелях, то и дело проверяя на прочность упругое резиновое покрытие. Ребятам невдомек, какой долгий путь оно проделало до их уютного двора.


 

В выигрыше все

Первый заместитель председателя Новополоцкого горисполкома Наталья Полякова не скрывает, что очень довольна реализацией проекта по переработке старых шин:


– Госпрограмма «Один район – один проект», которую инициировал Глава государства, в данном случае попала в яблочко. 29 декабря 2023 года мы только перерезали красную ленточку, а вон уже посмотрите: более 80% предприятий области напрямую работают с биомехзаводом. Не сомневаюсь, что до конца года мы выйдем на 100%. Потому что в этом бизнес-плане все предусмотрено для удобства людей. Платить ничего не нужно, утилизация резинотехнических изделий фактически обходится по цене топлива, требуемого для их доставки. Теперь больше никто не копит этот мусор у себя на складах, в промзонах и не пытается от него избавиться сомнительным способом. Регион пополнился уникальным, не имевшим прежде аналогов производством и на долгие годы вперед решил свою давнишнюю экологическую проблему. А предприятие получило продукцию с высокой добавленной стоимостью, увеличило отчисление налогов в бюджет и повысило доходы своих работников. Как видим, в выигрыше абсолютно все.

При этом нельзя не отметить старания и креатив руководства УП «Биомехзавод бытовых вторресурсов». Как оказалось, проект по утилизации старых шин стал третьим финальным звеном в череде реализованных предприятием новаций. Вначале из пластиковых бутылок, поступающих на сортировку, здесь стали извлекать ПЭТ-флексу. Этот компонент переработки и тогда, и сейчас весьма популярен у российских производителей. Через несколько лет здесь же из отходов ПЭТ-переработки наладили производство очень востребованных полимерно-песчаных плит. И вот, наконец, запущена линия по безотходной утилизации старых шин. Во всех трех случаях отходы переработки становятся реальными доходами завода, а экология города записывает на свой баланс несколько жирных зеленых плюсов. И это по-настоящему хозяйский подход!

 

Отходы: разделяй и властвуй

Четко прослеживается такой подход и в реализации еще одного масштабного проекта, который привлекает к себе пристальное внимание жителей всего региона. Речь, конечно же, идет о Новополоцком региональном комплексе по обращению с твердыми коммунальными отходами.


Но география и название не должны ввести вас в заблуждение. Проект касается не одного населенного пункта, а сразу четырех районов области: Полоцкого, Ушачского, Россонского и города областного подчинения Новополоцка. За подробностями выезжаем на место.

В 15 км от Новополоцка сворачиваем с трассы влево – и сразу попадаем в кипящий строительный котел. На нескольких гектарах расчищенной от леса территории работают десятки единиц техники и около сотни строителей. Здесь, на территории уже Полоцкого района, возводят новый современный завод по переработке мусора мощностью 80 тыс. тонн в год. И судя по габаритам, это будет что-то выдающееся.


– Существующий полигон ТБО города Новополоцка давно себя исчерпал и нуждается в рекультивации. Мы его закроем, как только этот завод будет достроен и введен в эксплуатацию, – идем по объекту с Вадимом Кулешовым и главным инженером ОАО «Трест №16 г. Новополоцк» Александром Сафроновым. – Без сомнения, это будет объект с новейшими технологиями, которые позволят в полуавтоматическом режиме сортировать и перерабатывать бытовые отходы, свезенные из четырех районов области. Кроме того, получать пре-ПДФ-топливо, пригодное для сжигания и выработки тепловой энергии. Проект прошел экологическую экспертизу, строительные работы ведутся с октября 2023 года.

В рамках инвестпрограммы Витебской области открыта кредитная линия Банка развития – 46 млн рублей. По плану, первая очередь комплекса должна быть сдана к октябрю 2025 года.

К моменту ввода в эксплуатацию здесь будет создано около 140 рабочих мест. А сам полигон станет одним из подразделений УП «Биомехзавод бытовых вторресурсов».

 

Дело умной техники

А наш путь дальше лежит на ОАО «Измеритель» – легендарное новополоцкое предприятие, где вот-вот начнется реализация еще одного, значимого уже для всей страны инвестпроекта.


В советское время это было закрытое военно-промышленное производство с повышенным режимом секретности и 10 тыс. работников. В нескольких огромных корпусах завода производили уникальную радиоэлектронную аппаратуру для космических и научно-исследовательских программ. Достаточно сказать, что именно здесь изготавливались некоторые компоненты для многоразового космического шаттла «Буран».

– После распада СССР были нарушены все производственные цепочки, заказы по линии ВПК прекратились… Ряд корпусов опустели. Сегодня на «Измерителе» работают 400 человек, здесь производят в основном умные приборы для измерения, тестирования и навигации автотракторной техники, – вводит в курс дела по пути на предприятие Наталья Денисик, начальник управления экономики Новополоцкого горисполкома. – Самое главное, что здесь удалось сохранить свое конструкторское бюро и сильную инженерную школу. Именно она позволяет выполнять под ключ заказы любого уровня сложности для ведущих конвейеров Беларуси и России. После модернизации одной из линий, на которые выделяются средства по госпрограмме «Один район – один проект», «Измеритель» сможет выпускать высокотехнологичную экспортно ориентированную продукцию.

Пройдя проверку документов на входе (прежний режим секретности еще дает о себе знать!) и облачившись в белые халаты, мы поднимаемся на лифте в сборочный цех. Точнее говоря, на участок поверхностного монтажа и селективной пайки плат. Работающая здесь линия устанавливает чип-компоненты на печатные платы со скоростью 30 тыс. в час. Производит все это быстро, четко и технологично, как в фильмах о суперсовременных лабораториях закрытого типа. На наших глазах платы превращаются в готовые реле поворотов и комплекс приборов для новейших тракторов МТЗ.

– Сегодня наша основная продукция – готовая автотракторная электроника: системы управления, контроллеры, различные линейки датчиков. Давно и тесно сотрудничаем с Гомсельмашем, МТЗ, Петербургским тракторным заводом, Ростсельмашем, БЕЛАЗом, МАЗом, «Амкодором». Сейчас идут переговоры с Брянским тракторным, – демонстрирует готовую продукцию и возможности предприятия Артур Басак, заместитель главного конструктора – начальник КБ ОАО «Измеритель». – Последние 3–4 года из-за санкционных ограничений спрос на наши изделия в России и в целом СНГ многократно возрос. Ведущие российские конвейеры начали размещать у нас объемные заказы – от разработки до выпуска готового изделия. Например, сейчас для петербургского тракторного завода мы проектируем новую систему управления коробкой передач. Серьезный интерес к сотрудничеству с нами проявляют Ижевский радиозавод и КамАЗ.

 

Новации на электротяге

Однако существующего оборудования и мощностей уже не хватает для реализации всех заказов. Решить эту важную для «Измерителя» задачу должен новый проект «Создание специального производства электронных устройств и систем управления различного назначения». В чем его суть?


– Этот проект предполагает выпуск не только пассивных устройств, но и сложных: от систем управления автоматической коробкой передач до систем контроля навесного оборудования. Для этого нам нужно самое современное металлообрабатывающее оборудование с ЧПУ: токарные и фрезерные обрабатывающие центры, специализированное оборудование для заливки, автоматическая линия для нанесения влагозащитных покрытий, – перечисляет Наталья Герасимова, главный технолог предприятия. – На выходе получим готовые изделия и их блоки с высокой добавленной стоимостью. Это и пульты управления, и датчики, и контроллеры, и бортовые компьютеры с большими мониторами.

«Бумажная часть» проекта полностью завершена. Составлен и утвержден бизнес-план, проект включен в программу «Один район – один проект», открыта кредитная линия при поддержке Банка развития. Сейчас ведется подбор персонала и составление перечня необходимого оборудования. На реализацию проекта, который стартует в IV квартале этого года, предусмотрено 2,4 млн рублей заемных средств, плюс собственные финансовые ресурсы ОАО «Измеритель». Под новую производственную линию создают 20 рабочих мест.

– Для предприятия польза очевидна. Это и освоение высокотехнологичной, крайне востребованной на рынке продукции, и расширение номенклатуры своих изделий. Но самое главное, это означает появление у нас новых разработок и технологий, которые впоследствии будут использованы в отечественном авто- и сельхозмашиностроении. Ведь держателем всей конструкторской документации на разрабатываемые новинки является наше КБ, – рассуждает Артур Басак. – Во многом все это стало возможно благодаря тому, что на предприятии удалось сохранить высококвалифицированные кадры и обеспечить преемственность поколений.

В конструкторском отделе «Измерителя» сегодня 25 инженеров-конструкторов (15 из них – разработчики), которые могут взяться за производство под ключ изделия любого уровня сложности. Это очень ценят как крупные российские концерны, так и белорусские заводы. К примеру, по заказу Объединенного института машиностроения на «Измерителе» вскоре будут изготавливаться комплектующие для белорусского электромобиля на базе Geely X50. Это и инверторы, и блоки коммутации, и модули пассивной балансировки, и контроллеры. Пилотную партию завершат к концу года. В перспективе, если все получится, планируют ежемесячно выпускать до 10 тыс. изделий для отечественных электромобилей.


Новый производственный пульс в цехах «Измерителя» вдохновляет и коллектив, и городскую администрацию. И молодых конструкторов, которые просятся работать сюда после завершения вуза. Это новое позитивное веяние чувствуют все, кто побывал здесь. Поэтому в ближайших планах мэрии— создать на базе предприятия городской научно-технологический парк. Думается, он сможет с пользой и, главное, реальной отдачей занять те корпуса, которые достались предприятию по наследству еще с советских времен. Для этого научно-технологический парк Полоцкого госуниверситета вскоре планируют реорганизовать: в его состав на правах соучредителей войдут ОАО «Измеритель» и Новополоцкий горисполком.

Впрочем, Новополоцк прирастает не только цехами и производственными линиями. В микрорайоне №9 уже перед самым отъездом нам показали новый детский сад на 200 мест. Его строительство 16-й трест планирует завершить уже к ноябрю этого года. Современный проект с бассейном и всеми возможными удобствами для активностей и здоровья малышни финансирует городской бюджет. Новый садик станет хорошим подарком к ноябрьским праздникам и лучшим ответом на запрос молодых родителей этого перспективного, быстрорастущего микрорайона.


 

*Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.