Главная
/
Макроэкономика
22.03.2017
Когда в Беларуси появится страхование от безработицы?
Введение в Беларуси системы страхования от безработицы может начаться уже в 2018 году. Об этом сообщил первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович на 22 марта на онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и министерства.
"Страхование от безработицы занимает центральное место в системе социальных амортизаторов. Это форма социальной защиты экономически активного населения от риска, связанного с потерей работы по независимым от застрахованных лиц обстоятельствам", - сказал первый замминистра.
Он подчеркнул, что конкретного решения еще нет. С ноября 2016 года по январь 2017 года работала созданная по поручению правительства межведомственная группа. В начале февраля предложения по введению в республике системы страхования от безработицы направлены в Совет Министров.
Учитывая содержание ключевых базовых и дополнительных элементов финансовой основы страхования от безработицы, межведомственная рабочая группа пришла к решению, что наиболее приемлема модель со следующими параметрами: установление отдельного страхового тарифа; обязательное участие в данной системе всех занятых лиц, работающих по найму; участие в формировании страхового фонда работников и нанимателей на равных условиях; выплата пособия по безработице только гражданам, зарегистрированным в органах государственной службы занятости в качестве безработных; наличие у претендента на пособие страхового стажа не менее одного года; выплата пособия только безработным, потерявшим работу по уважительным причинам; аккумулирование страховых средств в Фонде социальной защиты населения; осуществление выплаты пособия только органами госслужбы занятости. Средний размер страхового пособия по безработице - 60% от средней зарплаты работника; период выплаты - 26 календарных недель (70% средней зарплаты работника за первые 13 календарных недель и 50% - за последующие 13 календарных недель).
В случае одобрения выработанных подходов работа по введению в республике системы страхования от безработицы может начаться уже в 2018 году. По словам Андрея Лобовича, предлагается на первом этапе, до запуска системы страхования от безработицы, повысить пособие по безработице до 100% бюджета прожиточного минимума (БПМ) уволенным в связи с сокращением численности или штата работников, до 50% БПМ - другим работникам, уволенным по уважительным причинам.
Начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун отметил, что поддержка людей, потерявших работу по объективным причинам, широко распространена в мире при неблагоприятной экономической конъюнктуре и является элементом системы мер по стабилизации ситуации.
Процесс становления и развития института страхования от безработицы занял несколько десятилетий. Оно внедрялось в практику большинства развитых стран при активной поддержке профсоюзов и к концу 1940-х годов стало неотъемлемой частью национальных систем социальной защиты. Так, в большинстве зарубежных стран системы страхования по безработице существуют около шести десятилетий, а в Дании они начали реализовываться еще в 1907 году.
Принятие или пересмотр программ страхования по безработице часто связаны с региональными или международными кризисами. Например, США и Канада ввели свои системы в 1935 и 1940 годах соответственно в ответ на Великую депрессию 1930-х годов. Программами страхования от безработицы в разных странах охвачено до 80% занятого населения.
"В каждой стране своя система страхования по безработице, она зависит от общей ситуации, особенностей безработицы, характеристик рынка труда и др. Но ни одна система страхования по безработице, как бы хорошо она ни была разработана, не способна решить проблему безработицы в целом. Цель страхования по безработице - обеспечение временного и частичного замещения дохода застрахованного лица, потерявшего работу, в период поиска новой работы", - сказал Олег Токун.
"Страхование от безработицы занимает центральное место в системе социальных амортизаторов. Это форма социальной защиты экономически активного населения от риска, связанного с потерей работы по независимым от застрахованных лиц обстоятельствам", - сказал первый замминистра.
Он подчеркнул, что конкретного решения еще нет. С ноября 2016 года по январь 2017 года работала созданная по поручению правительства межведомственная группа. В начале февраля предложения по введению в республике системы страхования от безработицы направлены в Совет Министров.
Учитывая содержание ключевых базовых и дополнительных элементов финансовой основы страхования от безработицы, межведомственная рабочая группа пришла к решению, что наиболее приемлема модель со следующими параметрами: установление отдельного страхового тарифа; обязательное участие в данной системе всех занятых лиц, работающих по найму; участие в формировании страхового фонда работников и нанимателей на равных условиях; выплата пособия по безработице только гражданам, зарегистрированным в органах государственной службы занятости в качестве безработных; наличие у претендента на пособие страхового стажа не менее одного года; выплата пособия только безработным, потерявшим работу по уважительным причинам; аккумулирование страховых средств в Фонде социальной защиты населения; осуществление выплаты пособия только органами госслужбы занятости. Средний размер страхового пособия по безработице - 60% от средней зарплаты работника; период выплаты - 26 календарных недель (70% средней зарплаты работника за первые 13 календарных недель и 50% - за последующие 13 календарных недель).
В случае одобрения выработанных подходов работа по введению в республике системы страхования от безработицы может начаться уже в 2018 году. По словам Андрея Лобовича, предлагается на первом этапе, до запуска системы страхования от безработицы, повысить пособие по безработице до 100% бюджета прожиточного минимума (БПМ) уволенным в связи с сокращением численности или штата работников, до 50% БПМ - другим работникам, уволенным по уважительным причинам.
Начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун отметил, что поддержка людей, потерявших работу по объективным причинам, широко распространена в мире при неблагоприятной экономической конъюнктуре и является элементом системы мер по стабилизации ситуации.
Процесс становления и развития института страхования от безработицы занял несколько десятилетий. Оно внедрялось в практику большинства развитых стран при активной поддержке профсоюзов и к концу 1940-х годов стало неотъемлемой частью национальных систем социальной защиты. Так, в большинстве зарубежных стран системы страхования по безработице существуют около шести десятилетий, а в Дании они начали реализовываться еще в 1907 году.
Принятие или пересмотр программ страхования по безработице часто связаны с региональными или международными кризисами. Например, США и Канада ввели свои системы в 1935 и 1940 годах соответственно в ответ на Великую депрессию 1930-х годов. Программами страхования от безработицы в разных странах охвачено до 80% занятого населения.
"В каждой стране своя система страхования по безработице, она зависит от общей ситуации, особенностей безработицы, характеристик рынка труда и др. Но ни одна система страхования по безработице, как бы хорошо она ни была разработана, не способна решить проблему безработицы в целом. Цель страхования по безработице - обеспечение временного и частичного замещения дохода застрахованного лица, потерявшего работу, в период поиска новой работы", - сказал Олег Токун.
Адаптация среды
27.06.2024
Макроэкономика
Полквартиры за сотку земли
21.06.2024