Дорожная карта инвестора
Какие организации являются основными инвесторами в нашу страну?
На сегодняшний день в Беларуси благополучно ведут бизнес 6,5 тыс. компаний с иностранным капиталом. Каждое иностранное предприятие – это своя история успеха. Об этом в интервью журналу «Экономика Беларуси» рассказал директор Национального агентства инвестиций и приватизации Дмитрий Красовский.
«На наш взгляд, классифицировать иностранных инвесторов следует по их мотивации. Зачем вообще какая-то компания решает вкладывать деньги за рубежом – вопрос для нашего агентства ключевой. Вокруг него строится вся стратегия продвижения», – отметил Дмитрий Красовский.
Так вот, классически существует четыре типа стратегических инвесторов (в пандемию заговорили о пятом типе, но мы пока с такими запросами не сталкивались).
ТРАДИЦИОННО САМЫМ КРУПНЫМ ИНВЕСТОРОМ ДЛЯ БЕЛАРУСИ ВЫСТУПАЕТ
РОССИЯ:
В 2021 ГОДУ НА НЕЕ ПРИШЛОСЬ 27,8 % ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА
ПОСТУПИВШИХ
ПИИ НА ЧИСТОЙ ОСНОВЕ
Первый тип – инвестор, который ищет ресурсы. Компания столкнулась с количественным ограничением ресурсов в своей стране и хочет встроить в свои цепочки создания ценности новые источники. Есть много иностранных компаний, которые пришли в Беларусь по этой причине. Наши свободные лесные ресурсы привлекли таких крупных австрийских деревообработчиков, как Kronospan и HS Tiber, литовского поставщика мебели на полки IКЕА – VMG Group и мебельного холдинга SBA Group.
Второй – инвестор в поисках нового рынка сбыта. Примеров множество – от всемирно известной Coca-Cola, работающей в Беларуси уже больше четверти века, до телекоммуникационных гигантов, как МТС, A1 или life. Названные примеры – это те случаи, когда транснациональная корпорация входит на внутренний рынок Беларуси и других целей не преследует. Но есть и разновидность ищущих рынок инвесторов с прицелом на большой рынок ЕАЭС. Для открытой белорусской экономики такие инвесторы – «самый цимус», как говорят мои друзья в Бобруйске. В результате экономика получает конкурентоспособного экспортера, работающего на огромный 180-милионный рынок. За примерами таких инвесторов далеко ходить не нужно, вы и сами их можете назвать. Например, Stadler. Не будь мы входом в ЕАЭС, в Беларуси никогда не открылось бы производство электропоездов – слишком маленький внутренний спрос. Второй отличный пример – Geely. Китайскому производителю оказалось проще прорваться на российский автомобильный рынок через Беларусь.
Третий тип – инвестор в поисках эффективности. В народе «оффшоринг». Компании из развитых стран ищут способы снизить свои расходы, прежде всего на оплату труда и налоги. Нельзя сказать, что в Беларусь массово идут инвесторы этого типа. К счастью, мы уже переросли то время, когда людям можно было платить копейки. Китаю, Индии, Бангладеш и всей Юго-Восточной Азии наша страна в дешевизне рабочей силы уже не соперник. Но есть два исключения – IT и логистика. Парк высоких технологий – одна из самый благоприятных юрисдикций в мире для информационно-коммуникационных компаний и научно-исследовательских разработок в этой сфере. Это признали такие киты Кремниевой долины, как Google, Microsoft и Facebook, инвестировав в Беларусь. Очень любопытной историей успеха считаю приход в ПВТ корейского гиганта микроэлектроники SKhynix. Это не софтвейерная компания, как подавляющее большинство резидентов ПВТ, а производитель полупроводников и прочего компьютерного «железа» – того, в чем наша промышленность, увы, неконкурентоспособна. В Беларусь вынесен центр разработок корпорации. То есть белорусы трудятся на переднем крае мировой полупроводниковой индустрии. Это дает нам шанс на формирование нового типа инженерных компетенций и зарождение в стране современной инженерной школы в области микроэлектроники.
И наконец, четвертый тип – инвестор, который ищет стратегические активы. Самый яркий пример в нашей истории – продажа «Белтрансгаза» российскому «Газпрому». Учитывая размеры сделки (а это рекорд по сумме сделки), не думаю, что инвестиции «Газпрома» окупятся в чисто финансовом плане. Наверняка, решение о покупке нашей газотранспортной системы принималось исходя из очень далекой перспективы. Поэтому с данным типом инвестора наше агентство не работает. Это очень редкие и индивидуальные истории.