Что такое "Налог на Google"?
С 1 января в стране начнет
действовать одна из самых нашумевших налоговых норм - крупнейшие мировые
компании-поставщики электронных услуг начнут отчислять НДС в белорусский
бюджет. В народе этот налог получил хлесткое название "Налог на
Google". Подобная практика – отнюдь не белорусская придумка: в Европе
механизм взимания НДС с электронных зарубежных услуг работает с 2015 года, в
России - с 2017 года. Почему в стране вводится эта норма и как белорусские налоговики
готовились к администрированию "Налога на Google" – читайте в нашем
материале.
Белорусские налоговики занялись изучением этого вопроса в 2015 году. В конце 2016 года уже были подготовлены изменения в Налоговый кодекс Беларуси, которые предусматривают налогообложение зарубежных электронных услуг. Поправки вступают в силу с 1 января 2018 года, после чего компании - поставщики таких услуг могут начать регистрироваться в стране в качестве плательщиков.
По новым нормам Беларусь будет являться местом реализации электронных услуг, если покупателем является физическое лицо, фактически находящееся на территории страны; оплачивающее такие услуги при помощи счета, открытого в белорусском банке; использующее сетевой IP-адрес устройства, зарегистрированного в Беларуси.
НДС с 1 января 2018 года будут облагаться такие услуги, как предоставление прав на использование программ, игр, баз данных, в том числе стриминг музыки и фильмов. А это значит, что за скачивание игр и мобильных приложений, просмотр фильмов и прослушивание музыки онлайн зарубежные компании-поставщики заплатят НДС в Беларуси. Налогом начнет облагаться предоставление удаленного доступа к электронным книгам, аудио, видео, другим произведениям и электронным публикациям. При этом можно предположить, что легально скачать альбом любимой группы с iTunes, мобильное приложение из App Store, фильм из Google Play или книгу из Amazon станет дороже, ведь поставщики, скорее всего, заложат сумму НДС в стоимость услуги.
В перечень попадают и рекламные услуги, в том числе предоставление места и времени для рекламы. Получается, что любая реклама, к примеру, телефонов Sumsung или умных часов Apple, которая периодически попадается нам на глаза на просторах интернета, тоже будет облагаться НДС. Равно как и услуги по размещению контента (интернет-площадки и платформы), а также услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Налогом начнут облагаться автоматические услуги сети интернет, в том числе поиск данных. В качестве примера можно назвать сводки фондовой биржи в режиме реального времени. НДС начнут взимать и с таких услуг, как предоставление хостинга и доменного имени, доступа к поисковым сетям.
Фактически электронными услугами, оказываемыми с помощью интернета, являются подавляющее большинство платных электронных сервисов, которыми пользуются белорусы, - стриминг-сервисы, магазины приложений, хостинги, файлообменные сайты.
Беларусь ориентируется на
тот список плательщиков, который есть в России. Он размещен в открытом доступе
на сайте Федеральной налоговой службы, сейчас там 131 компания. Перечень
компаний на сайте ФНС разбит на несколько категорий: программное обеспечение и
игры; музыка, книги, фильмы; реклама и торговые площадки; поисковые системы и
социальные сети; базы данных, хостинг. В перечне много известных компаний -
Alibaba, Amazon, Bloomberg, Booking.com, Netflix International, Nintendo,
Samsung Electronics, The Financial Times, Uber B.V., Viber, Wargaming.
В течение 2018 года был разработан упрощенный порядок регистрации плательщиков НДС на зарубежные электронные услуги. Подготовлена и утверждена форма налоговой декларации для таких плательщиков, а также форма заявления. Оба этих документа постарались сделать максимально простыми, в налоговой декларации, к примеру, нужно заполнить всего четыре строчки.
До 1 января будет завершена работа над созданием личного кабинета плательщика, которую МНС проводит совместно с Национальным центром электронных услуг. Кроме того, специально для нерезидентов совместно с Оперативно-аналитическим центром создаются облачные цифровые подписи.
С 1 декабря, кстати, началось тестирование личного кабинета плательщика, чтобы с начала 2018 года механизм уже был готов к использованию. Через личный кабинет плательщики смогут подавать налоговую декларацию, оплачивать налоги, контактировать с налоговым органом, получать разъяснения или отвечать на уведомления, которые будут им направляться. Учитывая, что физическое присутствие на территории нашей страны этих плательщиков будет невозможно, все взаимодействие будет осуществляться именно через личный кабинет, который создан на русском и английском языках. Для работы с нерезидентами определен один налоговый орган - налоговая инспекция по Минску.
Особенностью этого проекта будет использование плательщиками облачной цифровой подписи. До этого электронная цифровая подпись должна была быть на физическом носителе, но для нерезидентов разработан новый механизм. За ЭЦП в Беларусь они не поедут, поэтому для них и создаются более простые и удобные условия.
Первые платежи в бюджет от
зарубежных компаний пойдут в апреле - предельным сроком уплаты определено 22
апреля. При этом плательщики вправе стать на налоговый учет до конца того
отчетного квартала, в котором возникает объект налогообложения. То есть если
услуга была продана белорусу в январе 2018 года - то до 31 марта 2018 года надо
стать на учет.
Одна из целей, которую преследовали инициаторы взимания налога на добавленную стоимость с зарубежных электронных услуг - это обеспечить равные условия для национальных и иностранных компаний, которые реализуют подобные услуги потребителям. Это более справедливо, когда поставщик электронных услуг, независимо от того, какая ставка НДС установлена в его стране, платит налог по ставке, которая предусмотрена в стране потребителя. Налог становится нейтральным по отношению к тому, нерезидент оказывает услугу или резидент. И это позволяет национальным компаниям развивать свой бизнес в равных условиях с зарубежными конкурентами.
Кроме того, это позволяет исключить случаи минимизации налоговых обязательств по НДС и нивелирования налоговых преимуществ для иностранных организаций, расположенных в низконалоговых юрисдикциях. Сегодня компании-поставщики электронных услуг могут располагаться на территории любой страны и вести оттуда свой бизнес. К примеру, ставка НДС на электронные книги в Люксембурге составляла 3%, поэтому там регистрировалось большинство компаний, которые занимаются такой деятельностью.
Для Беларуси это тоже актуально, ведь при покупке какой-либо электронной услуги у зарубежного продавца белорусский потребитель пока не платит НДС. Следовательно, данная услуга дешевле, чем аналогичные предложения белорусских организаций. А значит, иностранные поставщики находятся в более выгодном положении, чем белорусские компании, которые при сохранении таких условий лишаются возможности развивать данный сегмент национального рынка.