Главная
/
Макроэкономика
20.01.2017
Белорусский экспорт к 2020 году планируется увеличить в 1,2 раза
Рост и укрепление конкурентоспособности национальной экономики невозможны без развития экспорта. В условиях снижения объемов мировой торговли, структурных изменений на внешних рынках и усиления глобальной конкуренции эффективная стратегия внешнеэкономической деятельности и разработка новых подходов к укреплению экспортного потенциала приобретают все большее для страны значение. В прошлом году в Беларуси утверждена Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016–2020 годы. В отличие от предыдущих экспортных программ она предусматривает комплексные меры по совершенствованию системы государственной поддержки экспорта.
Главными задачами при этом, как и ранее, остаются укрепление позиций отечественных производителей товаров и услуг на традиционных для Беларуси внешних рынках, диверсификация экспорта, увеличение доли белорусской продукции на мировом рынке и, как следствие, обеспечение устойчивого положительного сальдо внешнеторгового баланса.
Экспортные поставки планируется планомерно распределить в соотношении треть-треть-треть между тремя рынками: Евразийским экономическим союзом, Евросоюзом и другими странами, в том числе дальней дуги: Азии и Океании, Африки и Ближнего Востока, Латинской Америки.
В течение пяти лет белорусский экспорт товаров и услуг планируется увеличить в 1,21 – 1,25 раза. На внешние рынки будут поставлять не менее 65% произведенной в стране промышленной продукции.
Удельный вес экспорта товаров на новые перспективные рынки в общем объеме экспорта должен вырасти до 10% в 2020 году с 5,8% в 2015-м. Особое внимание будет уделено экспорту услуг, долю которых планируется увеличить к 2020 году до 25% с 20,3% в 2015-м.
Новые возможности для развития экспорта появились за счет участия Беларуси в интеграционных процессах, дополнительных условий для расширения экспортной деятельности бизнес-сообществом, старта крупных инновационных экспортоориентированных проектов, среди которых Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».
Количество стран, в которые осуществлялся экспорт белорусских товаров, выросло с 156 в 2011 году до 166 в 2015-м. Доля белорусских товаров на традиционных рынках сбыта увеличилась за счет создания сборочных производств за рубежом и вхождения экспортоориентированных отечественных организаций в транснациональные компании.
Вместе с тем запланированные показатели по росту объемов, а также товарной и географической диверсификации экспорта не были выполнены.
Это обусловлено рядом причин, в том числе привязкой экономики Беларуси к российскому рынку, на который приходится примерно половина белорусского экспорта. Девальвация российского рубля, падение цен на нефть и снижение инвестиционной активности в России отразились и на внешней торговле с Беларусью: товарооборот между странами заметно сократился. Непростая ситуация сложилась и в экономике другого важного торгового партнера нашей страны – Казахстана, где замедление роста наблюдалось почти во всех основных отраслях производства.
«Возрастает необходимость ослабления зависимости экспорта Беларуси от состояния экономик наших основных стран-партнеров. На первый план выходит работа по дальнейшей диверсификации экспортной географии, – рассказала журналу «Экономика Беларуси» заведующая отделом мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики Национальной академии наук Беларуси Татьяна Вертинская. – Важная задача при этом – эффективная работа товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом. Продвижению белорусской продукции на внешние рынки должны способствовать и современные методы маркетинга и рекламы, которые наши предприятия используют пока недостаточно активно. При реализации экспортоориентированных и импортозамещающих проектов в ряде случаев недостаточная проработка проводится еще на стадии планирования. Не всегда эффективно используются и финансовые средства на такие проекты. Устранению этих и других недочетов должна способствовать, в том числе, программа поддержки и развития экспорта».
Основные мероприятия программы положены в основу дорожной карты, которая будет выполняться по шести приоритетам. Среди них – оптимизация национальной системы поддержки и развития экспорта; занятие новых ниш на перспективных рынках и усиление позиций на традиционных рынках; увеличение экспортного потенциала в сфере услуг; развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС; укрепление экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства; развитие инновационного экспорта.
«Приоритетной должна стать поддержка предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию, – добавляет Татьяна Вертинская. – Данные меры могут включать консультирование, юридическую, техническую и логистическую помощь белорусским производителям при выходе на мировой рынок, содействие частному бизнесу в установлении контактов с правительственными организациями иностранных государств, помощь в участии предприятий в международной специализированной выставочной деятельности, проведение контактно-кооперационных бирж по коммерческим предложениям. Требуется в значительной степени дебюрократизировать процедуру получения экспортного кредита и страхования экспортных рисков, обеспечив доступ к данному виду поддержки всем субъектам хозяйствования, независимо от формы собственности. Предстоит также активизировать работу лизинговых компаний по продвижению белорусской продукции на зарубежные рынки и с этой целью обеспечить участие белорусского капитала в совместных лизинговых компаниях за рубежом».
Планируется расширение форм стимулирования экспорта, в том числе путем закрепления на законодательном уровне нового направления по предоставлению белорусским экспортерам гарантий предприятием «Белэксимгарант». В планах – проработка вопроса о создании институциональной структуры по проведению единой государственной политики в области использования финансовых и других инструментов поддержки экспорта.
Белорусские экспортеры по-прежнему смогут рассчитывать на адресную помощь по различным направлениям. Ожидается, что при Министерстве иностранных дел будет создан Совет экспортеров, в состав которого войдут представители организаций-экспортеров и объединений предпринимателей.
Главными задачами при этом, как и ранее, остаются укрепление позиций отечественных производителей товаров и услуг на традиционных для Беларуси внешних рынках, диверсификация экспорта, увеличение доли белорусской продукции на мировом рынке и, как следствие, обеспечение устойчивого положительного сальдо внешнеторгового баланса.
Экспортные поставки планируется планомерно распределить в соотношении треть-треть-треть между тремя рынками: Евразийским экономическим союзом, Евросоюзом и другими странами, в том числе дальней дуги: Азии и Океании, Африки и Ближнего Востока, Латинской Америки.
В течение пяти лет белорусский экспорт товаров и услуг планируется увеличить в 1,21 – 1,25 раза. На внешние рынки будут поставлять не менее 65% произведенной в стране промышленной продукции.
Удельный вес экспорта товаров на новые перспективные рынки в общем объеме экспорта должен вырасти до 10% в 2020 году с 5,8% в 2015-м. Особое внимание будет уделено экспорту услуг, долю которых планируется увеличить к 2020 году до 25% с 20,3% в 2015-м.
Новые возможности для развития экспорта появились за счет участия Беларуси в интеграционных процессах, дополнительных условий для расширения экспортной деятельности бизнес-сообществом, старта крупных инновационных экспортоориентированных проектов, среди которых Китайско-белорусский индустриальный парк «Великий камень».
Количество стран, в которые осуществлялся экспорт белорусских товаров, выросло с 156 в 2011 году до 166 в 2015-м. Доля белорусских товаров на традиционных рынках сбыта увеличилась за счет создания сборочных производств за рубежом и вхождения экспортоориентированных отечественных организаций в транснациональные компании.
Вместе с тем запланированные показатели по росту объемов, а также товарной и географической диверсификации экспорта не были выполнены.
Это обусловлено рядом причин, в том числе привязкой экономики Беларуси к российскому рынку, на который приходится примерно половина белорусского экспорта. Девальвация российского рубля, падение цен на нефть и снижение инвестиционной активности в России отразились и на внешней торговле с Беларусью: товарооборот между странами заметно сократился. Непростая ситуация сложилась и в экономике другого важного торгового партнера нашей страны – Казахстана, где замедление роста наблюдалось почти во всех основных отраслях производства.
«Возрастает необходимость ослабления зависимости экспорта Беларуси от состояния экономик наших основных стран-партнеров. На первый план выходит работа по дальнейшей диверсификации экспортной географии, – рассказала журналу «Экономика Беларуси» заведующая отделом мировой экономики и внешнеэкономических исследований Института экономики Национальной академии наук Беларуси Татьяна Вертинская. – Важная задача при этом – эффективная работа товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом. Продвижению белорусской продукции на внешние рынки должны способствовать и современные методы маркетинга и рекламы, которые наши предприятия используют пока недостаточно активно. При реализации экспортоориентированных и импортозамещающих проектов в ряде случаев недостаточная проработка проводится еще на стадии планирования. Не всегда эффективно используются и финансовые средства на такие проекты. Устранению этих и других недочетов должна способствовать, в том числе, программа поддержки и развития экспорта».
Основные мероприятия программы положены в основу дорожной карты, которая будет выполняться по шести приоритетам. Среди них – оптимизация национальной системы поддержки и развития экспорта; занятие новых ниш на перспективных рынках и усиление позиций на традиционных рынках; увеличение экспортного потенциала в сфере услуг; развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС; укрепление экспортного потенциала малого и среднего предпринимательства; развитие инновационного экспорта.
«Приоритетной должна стать поддержка предприятий, производящих высокотехнологичную продукцию, – добавляет Татьяна Вертинская. – Данные меры могут включать консультирование, юридическую, техническую и логистическую помощь белорусским производителям при выходе на мировой рынок, содействие частному бизнесу в установлении контактов с правительственными организациями иностранных государств, помощь в участии предприятий в международной специализированной выставочной деятельности, проведение контактно-кооперационных бирж по коммерческим предложениям. Требуется в значительной степени дебюрократизировать процедуру получения экспортного кредита и страхования экспортных рисков, обеспечив доступ к данному виду поддержки всем субъектам хозяйствования, независимо от формы собственности. Предстоит также активизировать работу лизинговых компаний по продвижению белорусской продукции на зарубежные рынки и с этой целью обеспечить участие белорусского капитала в совместных лизинговых компаниях за рубежом».
Планируется расширение форм стимулирования экспорта, в том числе путем закрепления на законодательном уровне нового направления по предоставлению белорусским экспортерам гарантий предприятием «Белэксимгарант». В планах – проработка вопроса о создании институциональной структуры по проведению единой государственной политики в области использования финансовых и других инструментов поддержки экспорта.
Белорусские экспортеры по-прежнему смогут рассчитывать на адресную помощь по различным направлениям. Ожидается, что при Министерстве иностранных дел будет создан Совет экспортеров, в состав которого войдут представители организаций-экспортеров и объединений предпринимателей.
Полную версию статьи читайте в декабрьском номере журнала «Экономика Беларуси»
Адаптация среды
27.06.2024
Макроэкономика
Полквартиры за сотку земли
21.06.2024