• Инфляция
    5,7 %


  • Ставка рефинансирования
    9,5 %

  • Базовая величина
    40 руб.

  • Арендная величина
    17,76 руб.

 45
Главная / Макроэкономика
27.06.2024

Адаптация среды

Новая архитектура бизнеса, простые и понятные инструменты и стимулы его масштабирования и создание равных конкурентных условий. Таковы ключевые новации Закона №365-З от 22 апреля 2024 года «Об изменении законов по вопросам предпринимательской деятельности».

Актуализирована структура малого бизнеса, из которой исчезло понятие микроорганизации, при этом определенная ниша отведена ремесленникам, владельцам агроусадеб и самозанятым. Введен упрощенный режим работы для предприятий с количеством работающих до 50 человек, а индивидуальные предприниматели будут руководствоваться перечнем видов деятельности, который с 15 по 25 мая был открыт для общественного обсуждения – Министерство экономики совместно с другими республиканскими органами госуправления изучает более 400 поступивших предложений.

Окончательно документ утвердят к 1 июля, а с 1 октября прекратится регистрация новых ИП с заявленными видами деятельности, которых не окажется в списках.

Владимир Наумович, заместитель министра экономики, прокомментировал суть новаций журналу «Экономика Беларуси».

 

– Владимир Александрович, почему возникла необходимость перемен в предпринимательской среде?


– На практике возникла ситуация, в которой при реализации одного и того же вида деятельности самозанятые, индивидуальные предприниматели и микроорганизации получают сопоставимые доходы при существенно отличающихся расходах, административной, контрольной нагрузке и ответственности перед потребителями. Это не совсем справедливо.

Предлагаемые изменения позволят выравнять конкурентную среду и стимулировать граждан к выбору эффективных форм ведения своего дела, обеспечив удобный и быстрый способ трансформации ИП в юрлицо.

С 1 октября 2024 года регистрация индивидуальных предпринимателей будет возможна только в отношении видов деятельности, определенных Правительством.

Для ИП, чей вид деятельности окажется в списке, ничего не меняется. Остальные до 31 декабря 2025 года должны определиться со своим новым статусом.

Для того чтобы как можно больше предпринимателей приняли решение масштабироваться, закон предлагает ряд действенных стимулов.

Это в первую очередь простой и понятный путь для перехода в формат юридического лица. При этом все права, обязанности, пакет документов, иные обязательства – перед работниками, контрагентами, государством, наработанные индивидуальным предпринимателем, перейдут к новой коммерческой организации. А в последующем такая организация сможет поступательно в течение года переоформить исключительно по заявительному принципу весь пакет документов на свое имя.

Более того, при переходе в новый формат ИП не должен почувствовать разницы в регуляторных условиях. Закон предусматривает, что коммерческие организации с числом работников до 50 человек (включительно) получают возможность работать на тех же условиях, что и микроорганизации.

Еще одним стимулом перехода в юрлицо является обнуление периода льгот и преференций для ИП, работающих в малых городах и сельской местности, по Декрету №6. Для новой коммерческой организации отсчет льготируемого семилетнего периода начинается заново.

Помимо этого, по общему правилу, новое юрлицо в течение двух лет с даты регистрации не может быть включено в планы выборочных проверок.

Также важный аспект – право ИП зарегистрировать коммерческую организацию по месту своего жительства. При этом оплата коммунальных услуг за жилое помещение останется такой же, как для физлица.

И наконец, законом предлагаются дополнительные инструменты финансовой поддержки малого бизнеса.


– Расскажите о подходах к формированию перечней разрешенных видов деятельности?


– Эта работа велась с 2023 года при активном участии органов-регуляторов, исполкомов, депутатов и, конечно же, представителей делового сообщества. Вопрос публично широко обсуждался на общественно-консультативных советах по развитию предпринимательства, диалоговых площадках в регионах.

В пилотные перечни для ИП, например, включены розничная торговля, услуги общепита, перевозки пассажиров и грузов и многое другое.

В стартовом перечне для самозанятых, помимо практически всех уже доступных им видов деятельности, есть и часть разрешенных ремесленникам. Принцип – сохранение сбалансированности развития регионов, социальной стабильности, экономических интересов общества и создание равной конкурентной среды для различных форм бизнеса.

За время публичного обсуждения поступило свыше 400 отзывов и предложений, в частности, касающихся сохранения для ИП отдельных строительных услуг, доставки товаров на дом, предоставления бытовых услуг по заказам потребителей, которые будут рассмотрены при доработке перечней.


– Законом предусмотрены и новые инструменты господдержки бизнеса. Какие тут приоритеты и цели?


– Сегодня у малого бизнеса, который стремится расти и развиваться, есть возможности получить финансовые ресурсы от государства.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей предлагает поддержку в виде займов, лизинга и гарантии по льготным кредитам.

Субсидии для возмещения части платежей по банковским кредитам и на участие в выставках и ярмарках предоставляют облисполкомы и Минский горисполком.

И третий путь – льготные кредиты банков.

За последние три года по госпрограмме «Малое и среднее предпринимательство» поддержку из бюджета получили более 500 проектов малого бизнеса почти на 40 млн рублей. Чаще всего предприниматели обращались за займами и льготными кредитами – на их долю приходится 84% выделенных средств.

С принятием закона расширился круг получателей государственной финансовой поддержки – к малым предприятиям добавляются и средние.

В законе также нашли отражение новые формы помощи. Это поручительства по займам – их будет предоставлять БФФПП, что расширит доступ к кредитным ресурсам банков. А местные органы власти получат право предоставлять гранты – безвозвратные и безвозмездные средства на открытие и масштабирование своего дела. Плюс так называемые инвестиционные трансферты – возмещение государством части капитальных затрат на реализацию инвестпроектов в регионах. Таким образом, круг субъектов – получателей поддержки существенно расширится.


* Полный текст статьи опубликован в журнале "Экономика Беларуси" №2 (79) 2024 г.