• Инфляция

  • Ставка рефинансирования

  • Базовая величина

  • Арендная величина


Главная / Макроэкономика
30.12.2021

Принципы жилищного строительства

В нашей стране за прошлую пятилетку введено в эксплуатацию более 20,3 млн кв. м жилья, из которых 7,6 млн построено для нуждающихся, в том числе 5 млн – для граждан, имеющих право на государственную поддержку, около 700 тыс. кв. м – арендных жилых помещений. Более 38,7 тыс. квартир получили многодетные семьи. За этот период уровень обеспеченности населения жильем на одного человека удалось повысить на 7 % – с 26,3 до 28,3 кв. м на человека по итогам 2020 года, а в Гродненской, Брестской и Минской областях этот показатель превысил 30 кв. м. Не менее амбициозные планы и на текущую пятилетку, и это не удивительно, ведь в стране делается все, чтобы каждый, кто нуждается в улучшении жилищных условий, имел возможность решить свой квартирный вопрос.

О задачах по возведению жилья на ближайшие годы, новых финансовых механизмах, стоимости квадратного метра, интересных направлениях жилищного строительства, которые сейчас активно развиваются в стране, а также о качестве объектов рассказал в интервью журналу «Экономика Беларуси» первый заместитель министра архитектуры и строительства Игорь КОСТЮКОВ.

 

– Игорь Анатольевич, не так давно внесены изменения в порядок оказания государственной поддержки гражданам при строительстве жилья. Это предусмотрено Указом №375, который глава государства подписал 1 октября текущего года. Кого коснулись эти корректировки, как именно изменятся для нуждающихся в улучшении жилищных условий механизмы и принципы господдержки? Планируется ли дальнейшее изменение законодательства в этом направлении?

– В Указе № 375 содержится ряд положений, направленных на дальнейшее совершенствование порядка и условий предоставления гражданам государственной поддержки на строительство или покупку жилья. Но давайте коснемся норм наиболее актуальных и значимых для граждан.

Сегодня перед нами остро стоит вопрос равномерного распределения трудовых ресурсов, создания условий, способствующих переезду граждан из крупных городов в сельские населенные пункты и малые городские поселения. Для решения этих вопросов в указе закреплено право на внеочередное предоставление государственной поддержки гражданам, состоящим на учете нуждающихся по месту жительства в областных центрах и Минске, осуществляющим строительство жилья в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек. Урегулированы также особенности реализации такого права при направлении очередников областных центров и белорусской столицы на долевое строительство жилья на селе и в малых городских поселениях.

Что касается многодетных семей, состоящих на учете нуждающихся, то им предоставлено право на получение в полном объеме государственной поддержки до достижения старшим ребенком 23-летнего возраста. Ранее право на получение финансовой помощи и субсидии на погашение основного долга по кредитам предоставлялось многодетным семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет. Сейчас возраст детей увеличен до 23 лет, но при условии, что они не вступили в брак и проживают вместе с родителями.

В этом указе также приняты меры по защите интересов членов семей получателей господдержки. В частности, совершеннолетним членам семей кредитополучателей льготных кредитов, умерших в период строительства жилья и не получивших в полном объеме кредит, в том числе льготный, предоставляется возможность докредитоваться и получить субсидии в полном объеме. То есть в указе устанавливается механизм предоставления господдержки совершеннолетнему члену семьи умершего кредитополучателя (получателя субсидий), а также урегулирован вопрос заключения с ним договора долевого строительства.

Без поддержки государства такие семьи, в первую очередь многодетные, не могут достроить жилье и улучшить свои жилищные условия.

Кроме того, в настоящее время назрела необходимость принятия дополнительных мер по предотвращению оттока жителей из сельских населенных пунктов и поселков городского типа. В связи с этим гражданам, состоящим на учете нуждающихся по месту жительства в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, государственная поддержка будет предоставляться при условии строительства ими жилья в населенных пунктах по месту постановки на такой учет либо в иных, но только сельских населенных пунктах. Эта норма тоже прописана в Указе № 375.

Вместе с тем для очередников сельских населенных пунктов увеличен норматив кредитования строительства на селе квартир большой площади в блокированных жилых домах. И теперь он составляет 30 кв. м на одного члена семьи.

Также документом регулируется вопрос увеличения в период строительства максимальной нормируемой стоимости жилья на 15 кв. м семьям, у которых ребенок признан инвалидом после принятия решения о предоставлении им господдержки и имеет право на дополнительную площадь.

Знаете, в Беларуси система государственной поддержки семей, строящих свое жилье, постоянно совершенствуется с учетом социально-экономической ситуации и имеющихся источников финансирования. Завершив работу над одним законодательным актом, мы всегда смотрим в перспективу и уже сегодня анализируем и прорабатываем возможность дальнейшего изменения механизмов и принципов улучшения жилищных условий наших очередников.

– Вы правы, в стране сейчас делается многое, чтобы упростить финансовую сторону решения квартирного вопроса: расширяются возможности получения кредитов, вводятся новые механизмы финансирования строительства. Так, для развития ипотечного кредитования и создания дополнительных условий принят Указ №130. Подписанный 26 октября прошлого года Указ №382 «О государственной системе жилищных строительных сбережений» также создал дополнительные выгодные условия. Есть ли в планах расширение финансовых возможностей для граждан или же этих инструментов, по Вашему мнению, достаточно, чтобы удовлетворить потребности граждан в собственном жилье?

– Действительно, в 2020 году запущены новые инструменты финансовой поддержки при строительстве жилья, такие как ипотека и жилищные строительные сбережения (ЖСС).

Государственная система ЖСС – это самостоятельный, независимый от льготного кредитования механизм финансирования. Он предусматривает накопление гражданами денежных средств во вкладе под установленный банком процент с ежемесячной выплатой премии государства в виде дополнительных процентов по вкладу и получение кредита по истечении срока накопления по привлекательной процентной ставке.

В отличие от системы господдержки, которая работает лишь для определенных категорий населения, участниками государственной системы ЖСС могут быть все граждане (как состоящие, так и не состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Привлечение в государственную систему ЖСС максимально широкого круга людей и поощрение их премией за то, что они на долгосрочной основе хранят деньги в данной системе, станет залогом ее успешной работы.

Ожидается, что внедрение и развитие государственной системы ЖСС как дополнительного инструмента финансирования жилищного строительства позволит достичь ряда преимуществ на общегосударственном уровне. Так, например, уменьшится объем льготного кредитования, появятся условия для рыночного кредитования по более низким ставкам, а следовательно, расширится кредитование реального сектора и возрастет ВВП. Можно будет достичь стабильности и повышения предсказуемости ценовой динамики рынка недвижимости и кредитного рынка, поскольку значительная часть контрактов на покупку и строительство жилья, на их кредитование будет прослеживаться на 3–5 и более лет вперед. Наше население будет охотнее прибегать к сбережению, причем в национальной валюте, что в свою очередь будет способствовать активизации экономического роста,
а также дедолларизации.

Таким образом, очевидна значимость внедрения механизма государственной системы ЖСС для развития экономики страны.

По моему мнению, данная система как инструмент финансовой поддержки граждан при строительстве жилья по мере ее развития должна стать полноценным дополнением к традиционному жилищному кредитованию.

Что касается Указа № 130 «Об ипотечном жилищном кредитовании», то он направлен на дальнейшее развитие данного вида кредитования в республике в целом, создание дополнительных условий по обеспечению прав граждан-кредитополучателей и снятие ряда проблемных вопросов, возникающих в отечественной практике отношений по ипотечному жилищному кредитованию.

Насколько мне известно, «АСБ Беларусбанк» с февраля этого года заключил более 2,5 тыс. кредитных ипотечных договоров на сумму более 100 млн рублей на покупку жилья. Интерес людей к такому кредиту подтверждает не только актуальность предложений банка, но и эффективность самого указа, который сделал кредиты на недвижимость более доступными. Причем ипотечный кредит пользуется спросом не только в Минске, но и в областях, а это говорит о многом.

– Сколько в настоящее время стоит 1 кв. м в домах, построенных с государственной поддержкой? Насколько мне известно, чтобы не допустить превышения стоимости строительства жилья с господдержкой над уровнем средней заработной платы по стране министерство принимает определенные меры. Расскажите подробнее об этих мерах и насколько они эффективны?

– За январь – сентябрь 2021 года стоимость строительства 1 кв. м общей площади жилья с использованием государственной поддержки сложилась в целом по республике на уровне 1170 рублей. А соотношение стоимости строительства 1 кв. м жилья с господдержкой и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников по стране за этот период составило 0,84.

Стоимость 1 кв. м в домах, построенных с господдержкой, удается обеспечивать в установленных пределах за счет проведения комплексной оптимизации затрат по полному циклу строительства. А для ее снижения заказчики осуществляют строительство многоквартирных жилых домов по экономичным типовым или повторно применяемым проектам, также закладывается минимальная прибыль застройщика.

– В этом году в стране запланировано построить 4 млн кв. м жилья. Сколько уже сдано в эксплуатацию на данный момент и удастся ли по итогам года достичь запланированных объемов жилищного строительства?

– По данным Белстата, за январь – октябрь 2021 года введено в эксплуатацию более 3,3 млн кв. м общей площади жилья, что составляет 83,4 % от годового задания. В том числе более 1 млн кв. м построено за этот период для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, с использованием государственной поддержки, и этот показатель уже превышает задание на год и составляет 101 %.

Так что считаю, нам, конечно же, удастся по итогам года достичь запланированных объемов жилищного строительства.

– А сколько жилья планируете возвести в следующем году?

– Согласно государственной программе «Строительство жилья» на ближайшую пятилетку, в планах на 2022 год построить 4,2 млн кв. м жилья, в том числе 1,2 млн кв. м с господдержкой. В последующие годы планируется постепенное увеличение ежегодных объемов ввода жилья. Так, в 2023 году ожидается ввод в эксплуатацию 4,3 млн кв. м жилья, в том числе с государственной поддержкой будет построено 1,3 млн кв. м. В планах на 2024 год – 4,4 млн кв. м, из них 1,4 млн кв. м с господдержкой. А в 2025-м планируется сдать в эксплуатацию 4,5 млн кв. м жилья, 1,5 млн из которых будет возведено с использованием государственной поддержки.

– Каким же образом планируете достичь таких амбициозных показателей?

– Конечно, многое зависит от финансирования. Оно у нас осуществляется в пределах тех средств, которые предусмотрены на эти цели в республиканском и местных бюджетах. Туда входят и деньги, поступающие в местные бюджеты от продажи земельных участков, платы за право заключения договоров аренды земельных участков. Кроме того, это средства, поступающие в бюджеты за счет возмещения ранее произведенных затрат на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры к жилью, кредитные ресурсы банков, а также из иных источников.

Несомненно, планируем наращивать темпы строительства арендного жилья.

Полная версия интервью опубликована в журнале "Экономика Беларуси" №4(69)/2021