• Инфляция
    5,8 %


  • Ставка рефинансирования
    9,5 %

  • Базовая величина
    40 руб.

  • Арендная величина
    16,9 руб.

 3
Главная / Макроэкономика
23.06.2023

ИНТЕРВЬЮ: Инвестиции в приоритете

Инвестиции вносят весомый вклад в развитие экономики. Без них невозможны обновление и рост производств, выпуск конкурентоспособной продукции и расширение ее ассортимента, решение задач по импортозамещению и увеличению экспорта. В нынешнем году стоит задача усилить инвестиционную активность, изменить негативный тренд последних лет и нарастить объем инвестиций на 22,3 %. Об инвестиционной политике, о стимулирующих мерах по их привлечению и о том, насколько привлекательна сегодня наша страна для вложений капитала, в интервью журналу «Экономика Беларуси» рассказал первый заместитель министра экономики Юрий ЧЕБОТАРЬ.


– Юрий Адамович, расскажите о тенденциях развития инвестиционной деятельности в Беларуси в настоящее время.

 

– В прошлом году инвестиционная деятельность складывалась непросто. Ограничения затронули иностранные источники финансирования, поставки оборудования, логистику. Однако большинство инвесторов продолжили свою работу.

Тенденция роста прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на чистой основе сохраняется: за 2022 год они увеличились более чем на 15 %, в первом квартале 2023-го также имеем пусть небольшой, но прирост – 1,3 % к аналогичному периоду прошлого года. Увеличивается доля реинвестирования. В экономическом смысле это означает, что собственники не уходят с рынка, развивают свой бизнес, а деньги остаются в Беларуси.

В топ-3 стран вошли в прошлом году Россия, Нидерланды и ОАЭ, в первом квартале 2023 года – Кипр, Россия, Нидерланды. При этом рост количества и доли ПИИ на чистой основе демонстрируют государства дальней дуги. Практически на 70 % приросли страны Ближнего и Дальнего Востока, то есть мы видим постепенный рост инвестирования со стороны дружественных стран.

Для успешного развития бизнеса, реализации новых проектов в регионах ведем работу над стимулирующими мерами привлечения инвестиций, а также устранением имеющихся барьеров.

За последние два года принят ряд мер по актуализации правовых актов в сфере инвестиций, земельных и имущественных отношений, архитектурно-строительных вопросов.

Коротко остановлюсь на ключевых направлениях.

Первое. Упрощены процедуры в сфере строительства и сокращены сроки некоторых из них.

Второе. Усовершенствованы земельные отношения. Местным органам делегировано право изменять целевое назначение участков до завершения строительства объекта, предоставлять без аукционов дополнительные участки инвесторам для расширения производства. А порядок изъятия и предоставления земельных участков, а также перевод земель из одной категории и вида в другие теперь за Совмином. Это позволит оперативно реагировать на возникающие вопросы.

Третье. Расширены полномочия райисполкомов и местных Советов депутатов в сфере имущественных отношений и в части вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемого имущества.

Четвертое. Улучшаются условия инвестирования. В высокой степени готовности находится проект Закона «О содействии и стимулировании реализации инвестиционных проектов в Республике Беларусь».

 

– Можно ли подробнее о данном законопроекте, разработанном Минэкономики? Что новое он должен привнести для содействия и стимулирования реализации инвестпроектов?

 

– Документ устанавливает меры господдержки бизнес-инициатив как в рамках инвестдоговоров, так и без их заключения. Договорные отношения с предоставлением расширенного пакета льгот и преференций будут затрагивать крупные проекты в приоритетных секторах экономики.

Развитию регионов будет способствовать упрощенный механизм реализации инвестпроектов – по решению местных органов власти. Облисполкомы из перечня, устанавливаемого Совмином, с учетом специфики и потенциала территорий определят приоритетные виды деятельности для вложений. Предоставление льгот и преференций будет осуществляться на стадии строительства объекта.

Также весомая новелла – закупка государством части произведенной инвестором продукции. Заключать такие договоры планируется на конкурсной основе.

Ожидаем, что реализация данного закона будет способствовать уменьшению межрегиональной дифференциации, повышению эффективности взаимодействия госорганов с инвесторами при реализации проектов.

Для придания дополнительного импульса реализации инвестпроектов в регионах отрабатывается новый механизм господдержки – бюджетные трансферты, выплачиваемые после завершения проекта. Их размер планируется определять в зависимости от уровня развития и специализации региона, в котором будет реализовываться проект: от 10 % суммы капитальных затрат – для городов «80 тыс.+», до 35 % – в аграрных регионах.

Министерством экономики подготовлен соответствующий проект Указа «О государственной финансовой поддержке».


– Как выполняется поручение Главы государства «один район – один проект»? Как ведется инвестиционная работа с регионами? Какие наиболее интересные инициативы можно привести в пример?

 

– Понятно, что внешнее давление усложнило экономические процессы, в том числе связанные с вложением инвестиций. Однако такие изменения открывают и новые возможности и рынки.

На протяжении всего предыдущего года мы работали над поручением Главы государства «один район – один проект». В результате сформирован пул из 129 проектов в каждом регионе. Объем инвестиций на 2023 год превысит 1 млрд рублей.

Если рассматривать инициативы в отраслевом разрезе, то из них приблизительно поровну, примерно по четверти, приходится на две сферы: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также металлургия, производство машин и оборудования. Без малого пятая часть всех проектов связана с деревообработкой и практически каждый десятый – с фармацевтикой. На сегодняшний день по всем проектам разработаны планы-графики их реализации. Каждая стадия – на ежемесячном контроле. Мониторинг по итогам первого квартала свидетельствует о том, что большинство проектов не выбиваются из графика.

Характеризуя пул проектов в целом, можно отметить, что, с одной стороны, они опираются на собственное сырье и компетенции, а с другой – ориентированы на обеспечение технологической безопасности наших отраслей. Подобный проект, к слову, сегодня реализуется в городе Жодино.

Как вы вероятно слышали, три года назад крупный российский инвестор ООО «Корпорация ВОЛМА БЕЛ» открыл в Гатово (Минский район) высокотехнологичное производство сухих строительных смесей, листов гипсокартона и пазогребневой плиты. Было создано ОАО «Белгипс».

Этот коммерческий успех вдохновил инвестора на новый проект. В городе Жодино еще в 1980-е Кузнечный завод тяжелых штамповок хотел открыть литейное производство. Однако после распада Советского Союза финансирование было прекращено, и недостроенный объект законсервирован.

Выгодная логистика места – промзона, трасса и железнодорожный узел, плюс наличие подготовленных рабочих кадров заинтересовало «ВОЛМА БЕЛ». Был подготовлен бизнес-план, заключен договор о строительстве завода цементно-перлитовых панелей мощностью 1 млн кв. м. На новом предприятии планируют создать не менее 50 рабочих мест, объем инвестиций составит около 25 млн
рублей. Для Жодино это еще и дополнительные налоги в бюджет. Но самое главное – появится инфраструктура, дополнительные железнодорожные пути, подъездные дороги, а долгострой начнет работать и приносить прибыль.

Чем больше таких проектов воплотится в жизнь, тем устойчивее и эффективнее будет функционировать экономика наших регионов.

 

– Как можно оценить вклад в инвестиционный процесс свободных экономических зон? Какие тенденции характерны сегодня для работы СЭЗ?

 

– О роли и тенденциях в работе наших преференциальных режимов лучше всего говорить языком цифр и фактов.

На сегодняшний день в белорусских свободных экономических зонах зарегистрировано 418 резидентов из 35 стран, которые инвестировали более 12 млрд долларов – в полтора раза больше, чем изначально намеревались. Предприятия формируют порядка 5,6 % ВВП страны. 10 лет назад их вклад был вдвое меньшим. Там трудится каждый двадцатый работник трудоспособного возраста. По итогам первого квартала 2023 года резидентами обеспечена пятая часть прямых иностранных инвестиций, объема производства и экспорта товаров.

При этом показатели эффективности работы в расчете на одного занятого в СЭЗ многократно превышают средние показатели по стране: по ПИИ на чистой основе – в 4,2 раза, экспорту – в 3,9 раза, производству и выручке – в 3,4 раза и 1,8 раза соответственно.

При таких вводных очевидно, что СЭЗ оказывают существенное влияние на региональные показатели, обеспечивая в ряде регионов привлечение порядка 60 % прямых иностранных инвестиций и 50 % объема экспорта товаров.

Конечно, государство оказывает поддержку СЭЗ в части как налоговых льгот, так и расходов на инфраструктуру. Однако если проанализировать данные последних пяти лет, то мы увидим, что на каждый рубль таких инвестиций приходится два рубля вложений резидентов в производственные проекты.

Таким образом, преференциальный режим СЭЗ является эффективным инструментом привлечения инвестиций в производственный сектор, вносит значимый вклад в основные общереспубликанские макроэкономические показатели.

В текущих условиях акцент в работе СЭЗ сделан на импортозамещении. Об этом говорит растущее количество отечественных и российских инвесторов. Так, из 41 нового проекта, зарегистрированного в течение 2022 года и начале текущего, 37 – с белорусским и российским капиталом и обязательствами по созданию
необходимого евразийскому рынку продукта. Инвесторы планируют реализацию бизнес-инициатив в машиностроении, пищевой промышленности, производстве мебели, металлообработке, логистике и других сферах.

 

– Как могут оживить инвестиционную активность создаваемые в регионах промышленные парки?

 

– Практика показала, что бизнес в большей степени заинтересован не столько в новых преференциях, сколько в готовой промышленной инфраструктуре. Она позволяет значительно снизить издержки и сократить сроки ввода в эксплуатацию производств, параллельно решая проблему дефицита мест, чтобы прийти, разместиться и начать работать.

И даже существующие производственные площадки имеют определенные минусы, например недостаточные энергетические мощности.

На первоначальном этапе такие расходы могут стать неподъемными для предпринимателя. Поэтому государство, будучи заинтересованным в реализации как можно большего числа производственных бизнес-инициатив, согласно более активно вкладываться в инфраструктуру и способствовать появлению готовых промышленных площадок.

Мы решили идти по пути создания промышленных парков, управляемых специализированными компаниями. При этом резиденты практически не будут взаимодействовать с внешней средой: им не придется самим посещать регистрирующие, контрольные, надзорные и иные ведомства – эти функции возьмет на себя управляющая компания.

Формат привлечения инвесторов через индустриальные парки показывает положительные результаты не только в увеличении самих инвестиций, но и в ускоренном создании рабочих мест и генерации налогов.

Полная версия интервью опубликована в журнале "Экономика Беларуси" №2 (75) 2023