• Инфляция
    5,7 %


  • Ставка рефинансирования
    9,5 %

  • Базовая величина
    40 руб.

  • Арендная величина
    17,76 руб.

 45
Главная / Макроэкономика
30.09.2022

ИНТЕРВЬЮ: Фактор конкурентного успеха

В каких бы условиях ни работала экономика, в основе ее конкурентной устойчивости всегда остаются вопросы качества. Качества товаров и услуг, в конечном счете определяющего качество жизни граждан. Экспортно и социально ориентированная Беларусь с момента своего образования включила качество в число приоритетов государственной экономической политики. В настоящее время в стране реализуется программа «Качество 2021–2025». Один из ее важнейших разделов – развитие национальной инфраструктуры качества, включающей техническое нормирование и стандартизацию, метрологию, подтверждение соответствия и аккредитацию. Первостепенная задача этих направлений – создать такие условия, которые позволили бы реальному сектору экономики выпускать конкурентоспособную продукцию и обеспечить надежную защиту внутреннего рынка от не соответствующих требованиям безопасности и заявленным свойствам товаров. Координацию этой многоплановой работы осуществляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт). О результатах и перспективах деятельности «Экономика Беларуси» беседует с Председателем комитета Валентином ТАТАРИЦКИМ.


– Важнейшая задача Госстандарта – содействие повышению безопасности, качества и конкурентоспособности продукции и услуг. В первую очередь это обеспечивается работой по поддержанию в актуальном состоянии и развитию базы государственных стандартов. Какие здесь приоритеты, есть ли проблемные вопросы и способы их решения?

– Беларусь всегда была привержена стандартам. Как промышленность, так и потребители. Потому что применение этих признанных документов гарантирует высокий уровень безопасности и качества продукции и услуг. Именно стандартам в большей степени доверяют потребители, выбирая тот или иной товар.

Стандарты воплощают лучший опыт и передовые технологии, оптимизируют затраты и повышают производительность, обеспечивают унификацию и взаимозаменяемость при постановке производств. И самое главное – они помогают конкурировать на равных малым и крупным компаниям на самых разных рынках. Поэтому закономерно, что стандарты определены в качестве эффективного способа для реализации обязательных технических регламентов в нашей стране и в рамках евразийской интеграции.


ЕЖЕГОДНО В СТРАНЕ РАЗРАБАТЫВАЕТСЯ
И ПРИНИМАЕТСЯ ОКОЛО 500 СТАНДАРТОВ
В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ


Фонд государственных стандартов в поддержку интересов промышленности и общества сегодня составляет порядка 31 тыс.
документов. С учетом приоритетности экспортных рынков 82 % из этого количества – межгосударственные стандарты, так называемые ГОСТ. Чтобы обеспечить безбарьерную торговлю на постсоветском пространстве и в рамках ЕАЭС.

Ежегодно в стране разрабатывается и принимается около 500 стандартов в различных отраслях экономики и социальной сферы. В этом году план государственной стандартизации уже дважды корректировался, причем в сторону увеличения разработок: с 398 до 487. В настоящее время готовится третье изменение, в котором появятся новые темы, в частности разработка технического регламента Республики Беларусь на строительные материалы и изделия. Это говорит об оперативном реагировании на ожидания промышленности.

Важно также отметить, что в рамках работ по государственной стандартизации осуществляется проверка научно-технического уровня действующих стандартов. В текущем году ее пройдут 326 документов.

Одновременно обеспечивается достаточно высокий уровень гармонизации с международными и региональными требованиями. Данный подход направлен на увеличение экспортных возможностей отечественных производителей, устранение технических барьеров в торговле. Уровень гармонизации ежегодно принимаемых в республике стандартов составляет в среднем 65 %.

При пополнении фонда новыми разработками и актуализации действующих анализируются тренды развития на международном уровне, а также национальные запросы, чтобы обеспечить своевременную нормативную поддержку новым отраслям.

Сейчас приоритет отдается таким инновационным и перспективным направлениям, как электротранспорт, смарт-индустрия, энергоэффективные технологии. В этом году начата разработка пяти из двух десятков стандартов в области инновационного менеджмента и цифровой экономики, предусмотренных в рамках Комплекса мероприятий по развитию национальной инновационной системы на 2021–2025 годы.


В социальном секторе упор делается на создание доступной среды для всех. Важным направлением, как и во всем мире, является сокращение неперерабатываемых отходов.

Представители промышленности и бизнеса принимают активное участие в процессе стандартизации посредством членства в технических комитетах по стандартизации Республики Беларусь, непосредственного рассмотрения проектов стандартов на площадке stb.by, подготовки предложений по внесению изменений в действующие государственные стандарты. Сегодня у нас 46 таких технических комитетов.

Кстати, стандартизация промышленных автоматизированных систем, автоматизированное проектирование и применение информационных технологий в промышленности будет осуществляться в рамках нового технического комитета по стандартизации ТК BY 40 «Смарт-индустрия».

Если говорить об актуальных проблемных моментах, на решении которых предстоит сосредоточиться в ближайшее время, то кратко их можно охарактеризовать так: сроки – финансирование – возможности. Что здесь имеется в виду?

Сроки разработки стандартов необходимо сокращать. Особенно если они необходимы для реализации требований технических регламентов ЕАЭС.

Этот вопрос решается в нескольких направлениях. На уровне Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ мы предложили упрощенный порядок планирования и разработки ГОСТ для ЕАЭС. На национальном уровне также планируем внести соответствующие изменения. Полагаем, что процесс станет более динамичным и сократит сроки появления новых требований для потребностей развивающейся промышленности.

Также рассматривается подход по изменению правил голосования по стандартам. В частности, для принятия ГОСТ для целей Союзного государства достаточно будет положительного голосования Беларуси и Российской Федерации, для принятия ГОСТ для целей ЕАЭС – положительного голосования всех государств – членов ЕАЭС. При этом не ограничивается возможность другим странам СНГ в дальнейшем присоединиться к таким ГОСТ.

Актуальна также работа по переходу отдельных процессов стандартизации на цифровые формы, перевод текстов стандартов в машинопонимаемый формат. Данные вопросы требуют серьезных финансовых, кадровых и временных затрат, однако их нужно форсировать. Это существенно ускорит разработку нужных стандартов и их интеграцию в сферу производства той или иной продукции.

Сегодня государство финансирует разработку стандартов, необходимых для реализации технических регламентов ЕАЭС, выполнения обязательств страны перед партнерами. Однако ограничение одних направлений и в то же время открытие других, постоянно ускоряющийся прогресс показывают, что такого подхода явно недостаточно, чтобы быть конкурентоспособными. Поэтому, с одной стороны, необходимо прорабатывать эти вопросы на евразийской площадке с возможностью использования средств бюджета ЕАЭС, и здесь уже есть подвижки. А с другой – активизировать интерес промышленности и бизнеса к инициативным разработкам и, соответственно, их финансированию. Хорошим стимулом видим запуск в стране механизма получения субсидии на возмещение части понесенных организацией затрат на разработку стандартов. Проект постановления Совета Министров подготовлен и уже прошел публичное обсуждение. Получаем положительные отзывы. Думаем, что расшевелим заинтересованных.

Участвуя в процессах стандартизации, есть реальная возможность определять будущее той или иной отрасли. И нельзя эту возможность оставлять другим. Особенно сегодня, когда открываются как новые рынки, так и новые отраслевые сегменты по причине ухода конкурентов, а также стремительного развития научно-технического прогресса.


– Государство всегда оказывало поддержку развитию национальной эталонной базы. Прежде всего как важнейшему элементу экономической безопасности и инновационного развития. Как сегодня обстоят дела в этой сфере, а также в целом в области обеспечения единства измерений?

– Надежный фундамент для оценки безопасности и качества продукции и услуг обеспечивают точные измерения. На сегодняшний день наличие и развитие национальной эталонной базы позволяет поддерживать необходимый для промышленности уровень точности, обеспечивающий выпуск безопасной и качественной продукции, а также услуг, базирующихся на достоверных результатах измерений.

Разработка и модернизация национальных эталонов единиц величин на протяжении уже почти 30 лет осуществляются в соответствии с государственными научно-техническими программами.


НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭТАЛОННАЯ БАЗА СЕГОДНЯ ВКЛЮЧАЕТ
64 НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭТАЛОНА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ НУЖД
АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ, МИКРО- И НАНОЭЛЕКТРОНИКИ,
АЭРОКОСМОГЕОДЕЗИИ, ПРИБОРОСТРОЕНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ФАРМАЦЕВТИКИ, ТОРГОВЛИ, МЕДИЦИНЫ, ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ


В рамках очередной подпрограммы «Эталоны Беларуси» Государственной научно-технической программы «Национальные эталоны и высокотехнологичное исследовательское оборудование» на 2021–2025 годы планируется создать 11 и модернизировать 10 эталонов.

При проектировании новых и модернизации уже эксплуатируемых национальных эталонов единиц величин учитывается потребность современных производств и инновационных проектов в повышенной точности воспроизведения единицы физической величины. Это является откликом на запросы организаций – исполнителей заданий различных государственных научно-технических программ, например в области машино- и приборостроения.

Усовершенствован институт организаций, уполномоченных на проведение поверки средств измерений, применяемых в сфере законодательной метрологии. К слову, государственной метрологической службой ежегодно поверяется порядка 5 млн единиц средств измерений, проводится калибровка свыше 100 тыс. единиц. Государственный реестр средств измерений и стандартных образцов обеспечивает потребности различных отраслей экономики страны в измерениях на необходимом уровне точности.

Получает развитие такой инструмент, как метрологический аудит. Он позволяет выявлять в организациях «узкие места» в части обеспечения единства измерений, предлагать эффективные мероприятия по оптимизации применения средств измерений и их совершенствованию. Данный инструмент особенно актуален для малых компаний, у которых нет возможности содержать отдельные метрологические службы.

Современный рынок требует от нас новых подходов. К примеру, роботизированные производства предполагают проведение метрологических работ непосредственно на местах, без остановки технологических процессов. Наши организации также перестраиваются: при техническом обновлении оборудования делается акцент на создание мобильных рабочих мест поверителей. Это значительно сокращает затраты предприятий на доставку оборудования для проведения метрологического контроля.

– Беларусь – экспортно ориентированная страна. Благодаря высокому качеству отечественная продукция даже в условиях жесточайших санкций наращивает экспорт и осваивает новые рынки сбыта. А для этого необходимо соответствие определенным стандартам, например требованиям халяль. Как проводится такая
работа?

– Прежде всего следует отметить, что большинство экономических партнеров Беларуси, в том числе страны так называемой дальней дуги, в основном ориентированы на применение международных требований. Конечно, в каждом государстве своя специфика, но за основу берутся именно международные документы.

Созданию правовых условий по устранению барьеров в торговле с партнерами способствуют работы, проводимые Госстандартом по подписанию двусторонних документов о сотрудничестве. В настоящее время насчитывается более 50 соглашений и меморандумов о сотрудничестве более чем с 30 государствами, в том числе со странами Азии и Ближнего Востока (Израиль, Иран, Пакистан, Монголия, ОАЭ, Индия, Корея, Вьетнам, Турция, Сирия), Африки (Египет, Ливия) и Латинской Америки (Аргентина, Куба).

С точки зрения стандартизации и процедур подтверждения соответствия у нас есть база для сотрудничества, установлены деловые контакты, есть понимание и признание. Например, с ОАЭ – в области аккредитации. Аккредитованный в нашей национальной системе орган по сертификации ООО «БелХаляль» выдает сертификаты, которые признаются в этой стране и ряде других стран Персидского залива. Это стало возможным благодаря заслуженному доверию со стороны ОАЭ к белорусской системе аккредитации. По результатам таких совместных аудитов белорусским изготовителям выдано более 70 сертификатов соответствия требованиям системы «Халяль» на различные виды продукции.

Кроме того, подписан меморандум о сотрудничестве в области обеспечения качества халяльной продукции с Республикой Индонезия, который даст возможность рассмотрения заявки ООО «БелХаляль» на его регистрацию в индонезийской системе. Консультации в целях согласования условий доступа продукции халяль проводятся с Пакистаном.

Для обеспечения совместной результативной работы в интересах отечественной промышленности организации Госстандарта готовы оказывать содействие в приобретении и изучении стандартов стран импорта, разработке на их основе государственных стандартов по ускоренной процедуре.

У нас, к примеру, есть возможность обеспечения национальными стандартами КНР, и наши экспортно ориентированные предприятия пользуются этим. Сформирована англоязычная библиографическая база данных «Национальные стандарты КНР», объем которой составляет более 45 тыс. стандартов. Она поддерживается в актуальном состоянии.

Наиболее востребованы предприятиями стандарты КНР, касающиеся пищевой, а также нефтехимической, химической продукции.

Полная версия интервью опубликована в журнале "Экономика Беларуси" №3 (72)/2022