• Инфляция
    5,8 %


  • Ставка рефинансирования
    9,5 %

  • Базовая величина
    40 руб.

  • Арендная величина
    16,9 руб.

 3
Главная / Макроэкономика
26.12.2023

Движение вверх

Машиностроение на финише года можно назвать в числе лидеров по достижению отличных результатов: растут объем производства, выручка, рентабельность, производительность труда, зарплата, количество работающих. Такой динамикой уже на протяжении трех лет отрасль отвечает на вызовы времени. Практически нет сомнений, что темп роста промышленного производства в 2023 году превысит 112 %.

Журнал «Экономика Беларуси» пригласил Министра промышленности Александра Рогожника поговорить о пройденном за год пути и планах на завтра.


– Александр Николаевич, прошло немногим более года с тех пор, как вы из рук Президента получили портфель министра. Срок, конечно, небольшой, но, думается, вполне достаточный, чтобы вникнуть в дела и проблемы отрасли, которая вам, конечно же, хорошо известна как бывшему гендиректору Минского моторного завода. Очевидные успехи, которые демонстрирует в нынешнем году машиностроение, превзошли все ожидания. Но что стоит за позитивными цифрами? Какая работа проделана на уровне министерства и предприятий?


– Самым главным итогом года, пожалуй, можно назвать тот факт, что в Беларуси заложен новый инвестиционный цикл развития промышленности. Речь идет об этапе, которого ранее на столь высоком уровне не было в истории нашего министерства. Только по этому году на инвестиции будет направлено около 1 млрд рублей. Реализуется 65 инвестпроектов в разных городах страны. Таким образом, без преувеличения можно сказать, что предприятия Минпрома сегодня отстаивают системно и по многим проектам технологический суверенитет страны.

Белорусская промышленность прошла период внешнего давления практически без потерь, адаптировалась к санкционным шокам и успешно заместила утраченные рынки сбыта. Имеем значительный рост производства практически всей номенклатуры выпускаемой продукции: автомобилей, комбайнов, телевизоров, микроволновых печей, грузовой техники, автобусов, электробусов. Выполняем и даже перевыполняем доведенные отрасли показатели.

Министерство промышленности выступает драйвером развития экономики Беларуси. Предприятия отрасли на фоне непростой геополитической ситуации показывают достойные результаты: объем производства за 2021–2023 годы вырос в 1,4 раза, экспорт – в 1,7 раза. Можно констатировать, что за три года задачи Всебелорусского народного собрания предприятия Минпрома перевыполнили.


– Как развивается экспорт? Назовите страны, в которые поставляется белорусская продукция. Какие из них удалось открыть в последние годы действия санкций, удастся ли закрепиться там надолго? Есть примеры наиболее успешного внешнеэкономического сотрудничества?


– Темп роста экспорта предприятий Минпрома за 9 месяцев года 116,6 %. География – более 60 стран мира, в том числе 9 новых рынков: Аргентина, Кения, Колумбия, Кувейт, Тунис, Туркменистан, Судан, Филиппины, Япония.

Растут поставки в страны СНГ (в 1,3 раза), в том числе в Российскую Федерацию – в 1,4 раза, Узбекистан – в 2 раза, Кыргызстан – в 1,9 раза. Почти на треть увеличился экспорт в страны Азии, такие как Вьетнам, Гонконг, Индия, Иордания, Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Турция.

Крупнейшие игроки на внешних рынках – БЕЛАЗ, МТЗ, БЕЛАВТОМАЗ, «Горизонт», Гомсельмаш, Белкоммунмаш, БелОМО, «Интеграл», «Планар», Могилевлифт-маш, «БАТЭ», Минский моторный завод, Минский электротехнический завод им. Козлова, «БЕЛДЖИ».

С учетом сложившейся геополитической ситуации особого внимания требует работа по диверсификации рынков сбыта и укрепления сотрудничества с дружественными государствами Азии, Ближнего Востока, Африки и нивелированию санкционного давления в отношении основных экспортеров системы Минпрома. Идет переориентация экспорта на альтернативные рынки, поиск каналов приобретения критического импорта, решение логистических проблем и выработка надежных «трасс» прохождения платежей.

В нынешнем году во время визита Главы государства в Иран подписана дорожная карта двустороннего сотрудничества, коммерческие контракты, меморандумы и соглашения. 1 марта в Пекине с китайским коллегой поставили подписи под Комплексной стратегией совместного промышленного развития. Если говорить о рынке африканских стран, то именно в Зимбабве в последние годы наиболее успешно реализуются наши совместные проекты. Во время государственного визита Президента Беларуси в Зимбабве в начале года заключены контракты на поставку белорусской тракторной и зерноуборочной техники, а также оборудования для строительства и модернизации комплексов хранения зерна на 2023–2024 годы.

В фокусе повышенного внимания – развитие промышленной кооперации с партнерами из КНР. Рынок китайских технологий и компетенций имеет большой потенциал и представляет огромный интерес для наших предприятий – автопрома, сельхозмашиностроения, металлургии, электроники, бытовой техники. За последние пять лет их товарооборот с Китаем вырос почти в 4 раза.

Сотрудничество развивается достаточно интенсивно в различных направлениях, начиная от закупки широкой номенклатуры запчастей, технологического оборудования, сырья и материалов из Китая, поставок туда продукции белорусской микроэлектроники до создания совместных предприятий. Благодаря производственной базе белорусских предприятий и высокотехнологичным компетенциям китайских компаний, таких как Weichai, Fast-Gear, Geely, Zoomlion и другие, наша техника повысила свою конкурентоспособность на рынках третьих стран и обеспечивает внутренние потребности страны. Коробки передач, двигатели, автомобильные краны, легковые машины, суперконденсаторы для электробусов – эти китайские производства дополняют белорусский промышленный потенциал. Ряд разработок из Поднебесной сейчас на стадии внедрения и испытаний при производстве белорусской сельскохозяйственной, карьерной и грузовой техники, например, применение электропривода и гидравлики в тракторах, газовых двигателей – в карьерных самосвалах.

Белорусская сторона рассчитывает на кратное увеличение успешных примеров белорусско-китайской промышленной кооперации. Уверен, что совместными усилиями мы сможем вывести промышленное сотрудничество на новый уровень. Уже сейчас Минский тракторный завод прорабатывает вопрос с компанией CFHI (Heilongjiang) Agriculture Machinery Development Co., Ltd. (входит в состав холдинга CFHI) по созданию сборочного производства тракторов мощностью 350 л.с. с электроприводом CRRC в Китае. Идет реализация проекта по организации сборки станков в индустриальном парке «Великий камень» с участием китайской Shandong Deed Precision Machine Tool.

Во многих инвестиционных проектах по модернизации сделан акцент именно на китайские технологии. Это, например, литейные производства на минских тракторном и моторном заводах, модернизация производства электродвигателей на Полесьеэлектромаше, создание производства хромированных заготовок штоков гидроцилиндров на Белорусском металлургическом заводе и компонентов двигателя на Минском моторном.

Еще один важный момент производственной кооперации – повышение уровня локализации совместных производств по сборке легковых автомобилей и двигателей.

С индийской компанией готовимся к созданию сборочного производства тракторов BELARUS-451 и BELARUS-512. После презентации на выставках в штатах Бразилии Сан-Пауло, Гояс, Сеара тракторов BELARUS проведена омологация наиболее перспективных для рынка моделей 112Н/152, производства ОАО «САЗ». Подписан контракт на поставку мини-тракторов с октября 2023-го по декабрь 2024 года. Идет подготовка к организации сборочных производств на базе производственных мощностей партнера – компании Maquigeral в двух штатах Бразилии. Возобновились поставки тракторов в Гватемалу. Заключен контракт на отгрузку техники в Судан.


– Многие белорусские промышленные предприятия даже после развала СССР не теряли связей с российскими поставщиками сырья и покупателями готовых изделий. Сейчас это сотрудничество выходит на качественно новый уровень: подписаны стратегически важные межправительственные соглашения о признании технологических операций и проведении единой промышленной политики. Какие шаги сделаны по их реализации?


– Беларусь и Россия планомерно выстраивают договорно-правовую базу промышленного сотрудничества. Ее результатом должно стать существенное снижение зависимости от импорта белорусских и российских промышленных предприятий, а в долгосрочной перспективе – обеспечение технологического суверенитета Союзного государства.

В этом году значительно продвинулись по многим направлениям. Летом на полях международной промышленной выставки «ИННОПРОМ» в Екатеринбурге подписано соглашение между правительствами Беларуси и России о сотрудничестве в станкоинструментальной промышленности. В сентябре подписали в Минске дорожную карту по развитию станкостроения, в которой учтено распределение компетенций между предприятиями Беларуси и России, в том числе в создании компонентов для станочного оборудования. Реализация ряда инвестиционных программ уже начата. Практически полностью локализованный станок белорусско-российского производства представим на московской выставке «Металлообработка-2024» в мае следующего года.

Кроме того, в стадии разработки программа сотрудничества по технике для аэропортов. Белорусская сторона взяла на себя вопросы пассажирского перемещения – завершаются испытания в Пулково (Санкт-Петербург). Кроме того, БЕЛАЗ разработал целую линейку специальных тягачей.

27 сентября 2022 года в Москве подписано Межправительственное соглашение о сотрудничестве в микроэлектронике и электронном машиностроении. С российской стороной согласована дорожная карта развития микроэлектронного производства, предусматривающая создание четырех новых технологий с освоением производства 88 изделий для использования в гражданской, военной и космической аппаратуре. Потребители – четыре крупные госкорпорации оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации: «Роскосмос» (36 предприятий), «Росатом» (9), «Ростех» (97), «ВКО «Алмаз-Антей» (41 предприятие). Все мероприятия выполняются в намеченные сроки.

Видим и рост потребности российских организаций в изделиях электронной компонентной базы белорусского производства. «ИНТЕГРАЛ» и «Планар» реализуют импортозамещающие проекты, которые позволят в перспективе разработать и освоить новые изделия, технологии и оборудование для микроэлектроники.


– Анонсировалась информация о том, что российские банки готовы финансировать 12 импортозамещающих инвестпроектов предприятий Минпрома за счет российского государственного финансового кредита, в том числе ОАО «Вистан», Гомсельмаш, Минский завод шестерен, подшипниковый и БЕЛАЗ. Как обстоят дела с реализацией планов?


– На уровне заместителя председателя правительства Российской Федерации Алексея Оверчука и первого заместителя премьер-министра Беларуси Николая Снопкова в конце прошлого года утверждены, а в феврале нынешнего уточнены перечни перспективных импортозамещающих инвестпроектов, финансируемых за счет средств госфинкредита России.

Также на уровне Минпромторга России и Минпрома Беларуси поддержана целесообразность реализации 23 интеграционных инвестпроектов. Уже заключены кредитные договоры с банками и начато финансирование 13. Например, на Белорусском автомобильном заводе в Жодино с 2020 года идет модернизация, сейчас в том числе за счет средств госфинкредита России. Итогом станет рост выпуска техники в натуральном выражении на 40 %.

«ИНТЕГРАЛ» обновляет линии по производству пластин диаметром 150 мм и 200 мм для импортозамещения изделий индустриального и спецназначения. На Гомсельмаше будет организовано собственное производство комплектующих, в том числе и для Ростсельмаша. Ожидается рост экспорта мостокомплектов и компонентов механических передач.

На Минском заводе шестерен запланировано производство валов и шестерен 5–7-го класса точности для российского и белорусского машиностроения. Будут созданы производства коленчатых валов, шестерен, зубчатых валов. Минский подшипниковый нацелен на освоение крупногабаритных шарнирных подшипников и роликов к ним.

На предприятиях холдинга «АМКОДОР» организуют производство совершенно новых харвестерных и форвардерных манипуляторов, линейки ведущих управляемых и неуправляемых тандемных мостов, гидромеханических передач. Увеличатся мощности и по выпуску лесозаготовительной техники.

Первые пять проектов будут завершены в 2025 году. Их реализация существенно улучшит технологический уровень наших предприятий. Но очевидный эффект будет и для российских потребителей – снижение зависимости от импорта комплектующих и техники. Ожидается и немалый социальный бонус: дополнительно создаем 632 рабочих места.

Уход с рынка Союзного государства поставщиков технологического оборудования из недружественных стран послужил отечественным станкостроительным организациям дополнительным импульсом для развития. По оценкам экспертов, потребность российского рынка в станочном оборудовании – около 10 тыс. единиц. Самостоятельно российские производители могут обеспечить где-то 30 % потребности в станках, а к 2030 году – около половины. Таким образом, у наших производителей есть все шансы занять открывшуюся нишу в этом сегменте. С привлечением российского кредита будут воплощены в жизнь проекты развития «СтанкоГомель», «ВИСТАН», станкозавод «Красный борец».

* Полный текст статьи опубликован в журнале "Экономика Беларуси" №4 (77)