Печать

Рожденные в БССР


Научная сфера 03.04.2019 | 11:46
1 января 2019 года исполнилось 100 лет со дня образования Белорусской Советской Социалистической Республики.30 декабря 1918 года в Смоленске VI Северо­Западная областная конференция РКП(б) объявила себя Первым съездом КП(б)Б, который провозгласил БССР. А 1 января 1919 года был обнародован Манифест о создании Белорусской Советской Социалистической Республики. Именно на ее прочной основе появилась и продолжает укреплять свой суверенитет современная независимая Беларусь.

1 января 2019 года исполнилось 100 лет со дня образования Белорусской Советской Социалистической Республики.30 декабря 1918 года в Смоленске VI Северо­Западная областная конференция РКП(б) объявила себя Первым съездом КП(б)Б, который провозгласил БССР. А 1 января 1919 года был обнародован Манифест о создании Белорусской Советской Социалистической Республики. Именно на ее прочной основе появилась и продолжает укреплять свой суверенитет современная независимая Беларусь.

Если обратиться к историческим фактам, то до Октября 1917 года Беларусь была аграрной окраиной Российской империи со сравнительно слабо развитой индустрией. В тот, дооктябрьский период действовали лишь несколько заводов, изготовлявших простые сельскохозяйственные орудия,да кустарно-ремесленные промыслы.

В 1920-х годах постепенно стал осуществляться переход к индустриально-аграрной экономике. В1928/1929–1932/1933 годах индустриализация шла форсированными темпами. За первую пятилетку,согласно госпланам, в строй введено 78 крупных и 480 мелких и средних предприятий, в том числе завод искусственного волокна и труболитейный завод в Могилеве, цементный завод в Кричеве, швейная и трикотажная фабрики в Витебске, деревообрабатывающие комбинаты в Борисове, Гомеле, Бобруйске и т.д. Если в 1928 году удельный вес промышленной продукции в ВВП составлял 41 %, то в 1932 году – 67 %. Второй пятилетний план (1933–1937) предусматривал завершение реконструкции и создание новой технической базы всей экономики. Построено 1700 и реконструировано90 предприятий. Третья пятилетка (1938–1942) была направлена на развитие машиностроения, химической промышленности, строительной индустрии. За 3,5 года введено в действие300 промышленных предприятий. Высокими темпами развивалось капитальное строительство в Западной Беларуси.

– Советскому промышленному комплексу в рамках индустриализации 1928–1941 годов были созданы беспрецедентно благоприятные условия для форсированного развития, увы, в том числе и за счет беспощадного обескровливания других секторов и отраслей народного хозяйства, – считает заведующий кафедрой инновационного менеджмента БГУ, доктор экономических наук,профессор Валерий Байнев. – Сегодня за это Советский Союз можно сколь угодно громко критиковать и даже осуждать. Однако факт остается фактом – лишь благодаря форсированной, проведенной по мобилизационному принципу сталинской индустриализации наши народы смогли элементарно выжить, устояв под ошеломляющими ударами фашистской военной машины, которая без особого труда сумела подмять под себя половину цивилизованной Европы. И не просто выстоять и победить в той великой битве за выживание, но в считанные годы восстановить разрушенное войною хозяйство, а затем выйти в мировые лидеры научно-технического прогресса в области освоения космоса, мирного атома, электроэнергетики, лазерной техники и так далее.


1930 г. Сельскохозяйственная техника на полях


Как известно, в середине 1950-х в мире началась научно-техническая революция, которая открывала возможности комплексной автоматизации производства, использования ЭВМ, новых источников энергии, материалов. Эти процессы затронули и экономику Беларуси. Во второй половине 1950-х годов построен завод автоматических линий и – впервые в СССР – завод электронных вычислительных машин (ЭВМ) в Минске. Начал работу Полоцкий нефтеперерабатывающий комбинат. Введены в строй крупные предприятия химической промышленности: Солигорский калийный комбинат, Гомельский суперфосфатный и Гродненский азотно-туковый заводы. Освоены новые линейки тракторов «Беларусь», сошел с конвейера первый 25-тонный автосамосвал БелАЗ в Жодино. Выдал первый прокат Могилевский металлургический завод. В производство внедрялась более современная техника, ручной труд заменялся машинами и механизмами. За 1955–1958 годы на предприятиях республики было установлено около 200 поточных линий, освоен выпуск почти 300 новых типов станков. Однако ручной труд в промышленности продолжал составлять около 25 %. Перевод промышленности на новый технический уровень на базе новейших достижений науки и техники осуществлялся медленно.

– Разумеется, сказанное о советской индустриализации во многом справедливо и по отношению к БССР, – подчеркивает профессор Валерий Байнев. – Однако довоенная индустриализация на территории нашей страны имела свои характерные черты, обусловленные спецификой сырьевой базы, а также особенностями экономического менталитета белорусов. Так, на начальном этапе индустриализации из-за недостатка собственных ресурсов для тяжелой индустрии основной упор был сделан на развитие легкой и пищевой промышленности, базирующейся на местном сельскохозяйственном и минеральном сырье. Например, в это время в нашей стране организованы кондитерские предприятия в Гомеле и Минске – ныне известные далеко за пределами Беларуси «Спартак» и «Коммунарка». Однако наиболее крупной промышленной новостройкой тех лет стал завод сельскохозяйственного машиностроения в Гомеле «Гомсельмаш», который сегодня является одним из крупнейших в мире производителей сложных сельхозмашин.

Другая отличительная черта начального этапа белорусской индустриализации, как считает профессор, связана с врожденным трудолюбием и мастеровитостью белорусов, чье искусное владение разнообразными ремеслами побуждало руководство республики создавать крупные производственные артели и кооперативы. Однако позже, в предвоенные годы данное направление себя исчерпало, и основная ставка была сделана на становление и развитие крупных и средних промышленных предприятий. Из учебников по истории Беларуси можно узнать, что всего за годы индустриализации в БССР построено более 1000 таких предприятий, на базе которых созданы новые отрасли промышленности: машиностроение, топливная, химическая, радиоэлектронная, металлообработка, станкостроение и другие.

– Послевоенные годы также характеризуются быстрым развитием белорусского индустриально-промышленного комплекса, – отметил заведующий кафедрой инновационного менеджмента БГУ Валерий Байнев. – Так, в августе 1944 года, спустя считанные дни с момента изгнания фашистов из Минска принимается решение об организации автосборочного завода – нынешнего МАЗа, чья продукция и по сей день является одной из визитных карточек нашей страны. В 1947 году начинается история не требующего каких-либо дополнительных представлений Минского тракторного завода. Еще спустя год начинается возведение всемирно известного «БелАЗа». Наша страна не просто восстанавливает разрушенное войной, а семимильными шагами наращивает свой индустриально-промышленный потенциал, что объективно форсирует развитие и отечественной научно-образовательной системы. Все это, на наш взгляд, позволяет вести речь о масштабной послевоенной индустриализации БССР.

Несколько позже, спустя десятилетие после Великой Победы, в стране получает мощный импульс к развитию химическая промышленность. В 1958 году основывается одно из ныне наиболее значимых отечественных предприятий «Беларуськалий», чья продукция известна более чем в 70 странах мира. В том
же году в Новополоцке начинается строительство нефтехимического – нынешнего «Нафтана». С 1975 года отсчитывается время еще одного крупного предприятия – нефтеперерабатывающего завода в Мозыре. В 1962 году с конвейера Минского завода холодильников (современный «Атлант») сходит первый холодильник…

Индустриализация продолжилась: в 1959–1965 годах в республике ускоренными темпами развивались приборостроение, электроника, радиоэлектроника, машиностроение. Введена Березовская электростанция, что дало возможность создать единую Белорусскую энергосистему. Вступили в строй первый калийный комбинат в Солигорске, Гродненский азотно-туковый, Полоцкий нефтеперерабатывающий заводы и другие. В 1964 году БССР обгоняла некоторые капиталистические страны по производству на душу населения такой продукции промышленности, как металлорежущие станки, автоматические линии, тракторы, калийные удобрения, некоторые виды химических волокон, обувь и др. Развивались легкая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности. Однако по темпам они значительно уступали отраслям, относившимся к тяжелой промышленности. Интересный факт: в 1964 году в БССР на душу населения производилось шерстяных тканей больше, чем в США и ФРГ, бельевого трикотажа больше, чем в Англии и Франции.

В 1970-х – первой половине 1980-х годов показатели развития промышленности в БССР были одними из самых высоких в СССР. За эти годы промышленное производство республики увеличилось более чем в 3 раза. Стали действовать нефтеперерабатывающий завод в Мозыре, металлургический завод в Жлобине, шинный комбинат в Бобруйске, четвертый калийный комбинат в Солигорске.

В общесоюзном разделении труда БССР занимала ведущие позиции в силу развитых промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры, наличия мощного научного потенциала и высококвалифицированных кадров. Республика была своеобразным «сборочным цехом» Союза, установила тесные кооперационные связи со всеми союзными республиками.

С распадом СССР Беларусь лишилась значительной части экономического потенциала, стала терять передовые позиции, нарастали негативные процессы. По мнению экспертов, только историческая мудрость и здоровый консерватизм белорусского народа, его грамотный выбор руководящих политических сил в стране остановили развал экономики, социальной сферы, науки и культуры, спасли республику от утраты национальной государственности.

1978 г. Главный конструктор объединения «БелавтоМАЗ» доктор технических наук М.Высоцкий


Тем не менее мы помним БССР и как промышленную державу, основу которой составляли наши заводы-гиганты, не исчезнувшие в пламени реформ. Взять хотя бы МАЗ. Предприятие почти ровесник Победы. Лишь один год будущий Минский автомобильный значился как автосборочный. 25 июня 1945 года в Кремле руководители партии и правительства СССР рассматривали образцы новых автомобилей. Рядом с ЗИС-150, ГАЗ-51, «Победой», «Москвичом» и другими машинами был выставлен и ЯАЗ-200. Во время этого просмотра и принято знаменательное решение: Ярославский автомобильный завод будет выпускать грузовые машины и двигатели к ним. Тогда же наметили построить завод тяжелых автомобилей в Минске с перспективными планами по ежегодному выпуску нескольких тысяч машин. Прошли годы, и МАЗ сам стал причастен к рождению и становлению новых предприятий отрасли: КрАЗа, КамАЗа, ВАЗа, Брянского автомобильного, Курганского завода колесных тягачей. С созданием в стране в конце 1950-х годов специализированных предприятий по выпуску автомобильной техники производство автосамосвалов особо большой грузоподъемности было передано на Белорусский автомобильный завод в Жодино, а одноосных тягачей – на Могилевский автозавод и Курганский завод колесных тягачей. Одним Минский автомобильный помогал кадрами, в адрес других отправлял автосамосвалы для строительства, третьим передавал техдокументацию на технику, которую предстояло ставить на производство. Заводу – первенцу автомобилестроения Беларуси – обязаны своим рождением такие предприятия автомобильной отрасли республики, как БелАЗ, МоАЗ, МЗКТ, агрегатные заводы.

Необходимо вспомнить, что именно МАЗы причастны к строительству первой гидроэлектростанции на Ангаре (Иркутская ГЭС), Сталинградской и Красноярской ГЭС, работали на Туркменском канале, участвовали в возведении Волго-Донского канала. Испытания тяжелых автомашин на великих стройках страны превратились для них в подлинную школу практического опыта. «Лютый холод заснеженного Магадана и палящий зной Сирии, ливневые дожди Вьетнама и тряские, словно выкованные из чугуна, дороги Египта – все подвластно этим крутолобым красавцам МАЗам», – так писали в прессе в 1960-х годах, образно рассказывая о широкой географии экспорта автомобилей Минского автозавода. Начиная с самого первого семейства двухсотых МАЗов, эти мощные автомобили исправно трудились за рубежами нашей страны. С их участием сооружалась Асуанская плотина в Египте, велись строительные работы в порту Хайфон Демократической Республики Вьетнам, перевозились сахарный тростник на Кубе и грузы для новостроек в Китае. Многие годы Минский автомобильный успешно сотрудничал со Всесоюзным объединением «Совавтоэкспорт». Через эту организацию МАЗы отправлялись в Афганистан, Болгарию, Бразилию, Венгрию, Кубу, Монголию, Польшу, Судан, Цейлон и другие страны.

Или, к примеру, МТЗ. В 1946 году Председатель Совета Министров Союза ССР И.Сталин и управляющий делами Совета Министров СССР Я.Чузаев подписали историческое постановление советского правительства № 1142 «О строительстве Минского тракторного завода», которое обязывало Министерство сельскохозяйственного машиностроения СССР и Совет Министров БССР приступить к возведению Минского тракторного завода мощностью 50 гусеничных тракторов в сутки с дизель-моторами 37 лошадиных сил с началом их выпускав 1948 году. Буквально через год, 18 июня 1949 года, в экспериментальном цехе завершена сборка первого образца колесного трактора заводской конструкции. Главный конструктор Минского тракторного завода Иван Иосифович Дронг предложил присвоить новой машине благородное и величественное имя«Беларусь», с которым она начала свой путь на планете Земля. Знаменательным для Минского тракторного завода стал и2005 год, когда Президент Беларуси Александр Григорьевич Лукашенко поздравил коллектив с большой трудовой победой – выпуском 40-тысячного трактора «Беларус».

1963 г. На Белорусском автомобильном заводе создан опытный образец
нового автопоезда-гиганта «БелАЗ-548В» грузоподъемностью 65 тонн


Гордостью не только БССР, но и всего Советского Союза справедливо считался Белорусский автомобильный завод. Славный путь ОАО «БЕЛАЗ» начался в1948 году, когда приступили к возведению первых производственных корпусов «Торфмаша». В 1951 году завод торфяного машиностроения перепрофилирован в завод дорожных и мелиоративных машин «Дормаш», а в 1958-м получил новое имя – «Белорусский автомобильный завод». С 1961 года по настоящее время предприятие выпускает всемирно известную технику «БЕЛАЗ», которая работает в десятках стран мира. И сегодня «БЕЛАЗ» не только бренд карьерной техники, но и марка-символ независимой Беларуси. Качество и надежность в эксплуатации – неотъемлемые характеристики продукции ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», проверенные временем и самыми разными условиями эксплуатации.

– Благодаря продукции перечисленных и многих других созданных в БССР промышленных предприятий современную Беларусь хорошо знают во всем мире, – подчеркивает профессор Валерий Байнев. – В наши дни ее промышленный комплекс производит четверть национального ВВП, обеспечивая при этом не менее двух третей белорусского товарного экспорта. Разумеется, такие успехи стали возможными лишь благодаря реализуемой в суверенной Беларуси целенаправленной государственной промышленной политике, ориентированной на всемерную поддержку и масштабную технико-технологическую модернизацию отрасли.

Однако на этом индустриализация не закончилась. Сегодня в условиях свершающейся в мире четвертой индустриальной революции Indusry 4.0 технологически развитые державы начали жестко конкурировать друг с другом в сфере создания своим промышленным, прежде всего высокотехнологичным предприятиям максимально благоприятных условий для форсированного развития. Это означает, что если Беларусь желает остаться в когорте индустриально развитых стран, то нам также следует ускоренное развитие отечественного индустриально-промышленного комплекса обозначить в качестве стратегического приоритета, безусловно подчинив ему кредитно-денежную, бюджетно-налоговую, научно-техническую, образовательную политику.

Доктор экономических наук, профессор Валерий Байнев отмечает, что, несмотря на широко пропагандируемую в последнее время концепцию постиндустриального общества, в которой ключевая роль отведена сервисной экономике услуг на фоне якобы снижающейся значимости материального, в том числе промышленного производства, роль последнего по-прежнему исключительно велика. В этом легко убедиться, просто осмотревшись вокруг, ибо все, что требуется современному человеку в быту и на работе – продукты питания, одежда, обувь, мебель, бытовая и офисная техника, транспортные средства – является продукцией промышленных предприятий. Обороноспособность и правопорядок, а значит, национальная безопасность страны во многом определяются состоянием ее оборонно-промышленного комплекса. И даже оказание тех же услуг принципиально невозможно без промышленной продукции – средств связи, компьютеров, торгового и офисного оборудования, косметических принадлежностей. Таким образом, индустриально-промышленный комплекс был, есть и еще долгое время будет самым главным сектором национальной экономики, который всецело определяет имидж, статус, место любой страны в иерархии технологически развитых держав, являясь фундаментом ее экономического и политического суверенитета.
Печать
Печать