Их работа входит в список самых опасных в мире, требует высокого мастерства и самоотверженности. А еще – правильной экипировки, где каждый элемент должен быть детально продуман и даже иметь научное обоснование. Потому специальные костюмы спасателя-пожарного разрабатывают не дизайнеры, а Научно-исследовательский институт пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС Беларуси. Оригинальные конструктивные и технологические решения проверяют в экстремальных условиях в испытательном центре. Инновационное белорусское обмундирование пользуется спросом и в структурах МЧС других стран.
Противостоять открытому огню
Как менялась униформа
на протяжении 170 лет можно проследить в Музее истории пожарного и аварийно-спасательного
дела МЧС. Здесь до сих пор хранится амуниция пожарного XIX века: шаровары, портупея,
полукафтан, каска, сапоги. О стопроцентной безопасности в такой экипировке говорить,
конечно, нечего. Самым надежным и практичным защитным элементом были каски. Брандмейстерам
выдавали бронзовую и позолоченную, для нижних чинов предназначалась медная. Каски
натирали до блеска, чтобы были видны даже сквозь дым. К началу 1980-х они стали
пластмассовые – не нагревались так, как металлические, при этом не менее прочные,
и позволяли бороться с огнем при температуре
130 градусов.
Чего не скажешь о летнем варианте формы: очень уж парадно смотрелись белые штаны, но защищали ли они от огня? По одной из версий, такой цвет использовали специально, чтобы после ликвидации пожара, было видно, кто действительно герой.
С годами возникла необходимость в обмундировании с высокой степенью защиты. Неплохо спасали от искр и воды куртка и брюки из трудновоспламеняемой термостойкой винилискожи, которые использовались до конца 1990-х.
В основе самой передовой амуниции дня сегодняшнего – термостойкая арселоновая ткань, способная защитить от температур до 400 градусов и внезапных выбросов пламени свыше 800 градусов.
В свое время одна
из первых модификаций уникального волокна «Арселон», разработанная в Институте химии
новых материалов НАН Беларуси, вызвала большой резонанс. Над совершенствованием
сополимеров на основе «Арселона» белорусские химики работали вместе с российскими
коллегами по программе Союзного государства. В ОАО «Светлогорск-
Химволокно» была создана опытно-промышленная установка синтеза бромированного волокна.
Синтез нового сополимера с использованием разработанного в институте модифицирующего компонента и получение волокна, которое не плавится и устойчиво к действию открытого огня, – разработка мирового уровня, считает академик Владимир Агабеков (директор Института химии новых материалов в то время):
– Добились получения кислородного индекса 32 % – одного из самых высоких в мире для современных сополимеров. Это означает, что материал перешел в разряд негорючих. Может применяться при изготовлении как защитной одежды для пожарных, так и текстиля для гостиниц и транспорта, уплотнительных элементов, фильтров, рукавов и шлангов, композиционных фрикционных материалов.
Характеристики сополимера исследователи продолжают улучшать. Задача – исключить даже секундное тление. Полученные образцы уже протестированы в аккредитованной лаборатории НИИ ПБ и ЧС МЧС Беларуси и взяты на заметку.
– Испытания, проведенные в сентябре, показали: устойчивость образцов ткани к воздействию открытого пламени даже после пяти циклов стирки составила не менее 15 секунд, – рассказала Жанна Игнатович, заместитель по научной работе Института химии новых материалов НАН Беларуси.
Под научным прицелом – эргономика и комфорт
Основной вид чрезвычайных ситуаций – пожары. Для их ликвидации белорусский спасатель экипирован в боевую одежду пожарного весом до 4 кг, значительно легче зарубежных аналогов. Для дополнительной защиты из огнестойкого волокна «Арселон» создано универсальное термобелье, которое может использоваться в комплекте с любым видом экипировки.
Начальник научно-исследовательского центра в области ликвидации чрезвычайных ситуаций НИИ ПБ и ЧС МЧС Беларуси Андрей Старовойтов считает главным преимуществом одежды пожарного не только огнетермостойкий материал верха, обладающий высокими теплофизическими и физико-механическими свойствами и сохраняющими их даже после длительного воздействия тепла и открытого пламени, но и высокий уровень эргономики.
Вопросы теплопередачи в специальной защитной одежде изучались в сотрудничестве с Институтом тепло- и массообмена имени А.В.Лыкова НАН Беларуси (ИТМО НАН Беларуси).
– Прогнозировали тепловой комфорт с учетом особенностей терморегуляции тела человека на основе математического моделирования и оригинального программного обеспечения, – рассказал заведующий лабораторией турбулентности ИТМО НАН Беларуси, кандидат физико-математических наук Андрей Чорный. – А также теоретических моделей расчета специфических взаимодействий в системе «человек – защитная оболочка – окружающая среда».
Этот принцип, к слову, используется при конструировании различной одежды специального назначения, не только для защиты от низких или высоких температур, электростатического воздействия, но и для водолазного снаряжения. Исследователи выясняли, насколько комфортно в спецодежде будет чувствовать себя спасатель-пожарный во время выполнения боевой задачи.
Обувь для экстрима: огнестойкая, антипрокольная,
водонепроницаемая, противоударная
Особый подход и к обуви: горючие материалы в ней даже в качестве фурнитурных частей не используются. Но и искусственные, такие как резина или поливинилхлорид, применяются не в чистом виде, а после специальной обработки.
Специальная защитная обувь пожарного выдерживает температуру открытого пламени, негорючая подошва обеспечивает беспрепятственное хождение по углям, носочная часть готова отразить падение груза 22 кг с метровой высоты, а антипрокольная кевларовая стелька – защита от прокалывания гвоздем с усилием более 120 кг! Меньший вес и увеличение гибкости позволили повысить комфорт и эргономику.
В создании такой обуви поучаствовали и ученые ИТМО НАН. Разработана модель с водонепроницаемостью не менее часа и отличным воздухообменом внутри, который обеспечивает специальная защитная мембрана.
– Обычно наша работа заканчивается результатами компьютерного моделирования, а тут держали в руках реальный образец, сделанный ООО «Марко». Всего на фабрике выпустили более восьми тысяч пар для подразделений МЧС, – отметил Андрей Чорный.
Андрей Старовойтов дополнил, что в зависимости от модификации обувь может противодействовать не только термическому воздействию, но и электрическому току, ионизирующему излучению и химическим реактивам.
Все выше и выше
Обновление пожарной техники тоже проходит постоянно. В начале года более 100 инновационных отечественных пожарных машин ООО «Пожснаб» и ООО «ЗСПТ» поступили в подразделения МЧС.
Здания становятся все выше, следовательно, на первый план выходит оснащение пожарных «колесниц» высотными автолестницами. Дело ответственное, потому пожарные автомобили тестируют более чем по 300 показателям. Один из основных – устойчивость. Не только при езде на высокой скорости, но и при работах на 30-, 50-метровой и больше высоте. Не менее важна эргономика. Спасателям нужно максимально оперативно приехать к месту пожара, развернуть необходимое оборудование, в кратчайшие сроки потушить возгорание и спасти людей.
Недавно удалось совершить настоящий прорыв в отечественном пожарном автомобилестроении. Как рассказал Сергей Шумай, начальник Научно-исследовательского института пожарной безопасности и проблем чрезвычайных ситуаций МЧС Беларуси, по государственным научно-техническим программам с отечественными промышленными предприятиями разработан широкий модельный ряд пожарных автоцистерн тяжелого класса на базе шасси МАЗ. Пожарная автолестница с высотой подъема до 32 м и грузоподъемностью люльки до 220 кг позволяет ликвидировать чрезвычайные ситуации и спасать пострадавших с 11-этажных зданий.
Сейчас идет разработка пожарных автолестниц высотой более 52 м.
– Разработки по некоторым показателям превосходит зарубежные аналоги, что позволило Беларуси занять нишу среди мировых производителей и отказаться от импорта, – подчеркнул руководитель института. – При этом уровень локализации производства около 85 %, а гарантия на основные комплектующие пожарных автоцистерн тяжелого класса – 15 лет.
Практический эффект таких новаций – кратное увеличение количества вывозимых огнетушащих веществ при сохранении высокой проходимости и маневренности машин.
* Полный текст статьи опубликован в журнале "Экономика Беларуси" №4 (77)