Не прошло и года с начала работы по созданию белорусского электромобиля, как ученые уже представили на полигоне первый экспериментальный образец. Этот проект обещает стать самым заметным событием Года науки в Беларуси. Журналисты БЕЛТА побывали на полигоне, где испытывается белорусский электротранспорт, и узнали, какими возможностями обладает электромобиль, сколько будет стоить и когда поступит в продажу.
Не прошло и года с начала работы по созданию белорусского электромобиля, как ученые уже представили на полигоне первый экспериментальный образец. Этот проект обещает стать самым заметным событием Года науки в Беларуси. Журналисты БЕЛТА побывали на полигоне, где испытывается белорусский электротранспорт, и узнали, какими возможностями обладает электромобиль, сколько будет стоить и когда поступит в продажу.
Белорусский электромобиль создан на базе Geely SC7. На одной зарядке он может проехать около 150 км. Заряжается электромобиль либо 6 часов (от источника питания в 220 В), либо 3-4 часа (380 В). Кстати, накопитель можно заряжать даже от обычной электрической розетки. Во время испытаний электромобиль разгонялся до 110 км/ч, но это далеко не максимальная скорость, которой он может достигнуть. Мощность двигателя у первого образца - 80 л.с., так как он рассчитан только на движение по городу.
Все компоненты электропривода - белорусского производства, кроме накопителя электроэнергии. Но над созданием накопителя работают ученые, уже создан экспериментальный образец суперконденсатора из белорусских материалов, которые разработали в НПЦ НАН по материаловедению. Так что "батарейки" для электромобиля в будущем тоже будут белорусскими.
С первого взгляда электромобиль, казалось бы, ничем не отличается от обычного авто. Но вместо выхлопной трубы - разъем для зарядки. Электромобиль двигается бесшумно и не загрязняет воздух вредными выбросами.
"Автомобиль динамичный, разгоняется хорошо. Давно езжу на автомобиле с автоматической коробкой передач. Разницы я не почувствовал: что едешь на А8, что на этой машине", - поделился впечатлениями заместитель премьер-министра Владимир Семашко, протестировав возможности электромобиля.
Затраты электромобиля на энергию - Br2-3 на 100 км. "А теперь сравните это с бензином. Затраты в несколько раз меньше", - отметил генеральный директор Объединенного института машиностроения НАН Сергей Поддубко. Но стоимость самого электромобиля пока высокая: только батарея стоит около $17 тыс. Потому создание белорусского накопителя электроэнергии становится для ученых важнейшей задачей. Чтобы электромобиль был дешевле, также нужно наладить серийное производство в Беларуси не только самой машины, но и всех ее компонентов.
По словам председателя Президиума НАН Владимира Гусакова, экспериментальный образец электромобиля получился качественным. Им заинтересовались зарубежные эксперты, в том числе из Германии, есть предложения о сотрудничестве.
В Беларуси уже разработано зарядное устройство для электротранспорта, его делает витебский "Витязь". Его можно устанавливать возле домов, супермаркетов, на стоянках.
После испытаний первого электромобиля ученые приступят к разработке усовершенствованного опытного образца. Он может быть готов уже в следующем году. После этого в ближайшие три-четыре года возможно серийное производство электромобилей на "БелДжи".
Ученые уверены, что за электротранспортом будущее. Уже сейчас на улицах Минска можно увидеть электробусы. В следующем году начнется массовый выпуск электровелосипедов. В ближайшие годы на дорогах могут появиться и белорусские электромобили, электротакси, электроскутеры. Так что тихие города с чистым воздухом могут стать реальностью уже в ближайшем будущем.
Печать