Объем мировой торговли по итогам 2022 года увеличился на 11% до $24,9 трлн, что существенно превышает допандемийный уровень (в 2019-м — $18,5 трлн).
Однако, как свидетельствуют данные Всемирной торговой организации (ВТО), большая часть прироста вызвана повышением цен на энергоресурсы, удобрения и продовольствие. В физических величинах торговля прибавила лишь 2,7% (в 2021-м — плюс 9,4%). При этом к концу 2022-го динамика оборота была даже отрицательной, как и в первом квартале 2023-го (минус 0,3%).
Доля ведущего мирового экспортера Китая в прошлом году сократилась с 15% до 14,4%, как и Германии — с 7,3% до 6,6%, а США расширили свою нишу с 7,9% до 8,3%.
Китай резко нарастил экспорт автомобилей и запчастей — плюс 30% (до $121 млрд) и занимает по этому показателю пятое место — после ЕС, США, Японии и Мексики, сокращая разрыв с тремя последними странами.
Европа и Азия торгуют преимущественно с государствми своих регионов, тогда как Северная и Южная Америка, Африка — с другими.
Основное изменение в структуре мировой торговли — снижение доли промышленных товаров и увеличение поставок сырья и топлива. Продовольствие осталось на уровне 10%. Среди промтоваров самые популярные категории — продукция химпрома, офисное и телеком-оборудование, автомобили и запчасти.
Мировая торговля промежуточными товарами снижается — в последнем квартале прошлого года наблюдался ее спад на 10%, что могло стать как следствием охлаждения в промышленности, так и результатом фрагментации поставок.
В странах СНГ оборот в физических объемах сократился на 9,2%, а в деньгах вырос на 1,2%. В остальных регионах стоимостной рост оборота также опережал увеличение физических объемов. Самый большой разрыв был на Ближнем Востоке (31% против 9,6%), в Северной Америке объем торговли вырос на 5,1% при росте в деньгах на 16,6%, в Европе — на 11,8% и 3,8% соответственно.
Печать