Печать

Старт с заманчивой перспективой


Макроэкономика 20.06.2016 | 15:30
Со 2 июля отношение бизнеса и государства получат возможность развиваться в новой реальности. С этого дня вступает в силу закон «О государственно-частном партнерстве».

Со 2 июля отношение бизнеса и государства получат возможность развиваться в новой реальности. С этого дня вступает в силу закон «О государственно-частном партнерстве». 

ГЧП не стоит путать с привычными инвестиционными мероприятиями. Его суть заключается в том, что государство заключает договор с одним партнером  примерно на 20-30 лет. Тот вкладывает деньги в проект, в его реализацию и обслуживание. А спустя некоторое время из бюджета начинают покрывать его расходы, или же предприниматель монетизирует проект и начинает за его эксплуатацию брать деньги, причем сумма согласовывается с государством. Логично, что отношения в таком случае должны регулироваться законом.

ГЧП во всём мире применяется для развития инфраструктуры  и Беларусь здесь не станет исключением. Государству нужны инвестиции в инфраструктуру, потому что  она - «дрожжи» экономики.

По словам начальника Центра ГЧП при Министерстве экономики Дмитрия Березовского, повышение эффективности и качества объектов инфраструктуры транспортного, энергетического, жилищно-коммунального, социального сектора за счет их строительства или модернизации улучшает не только имидж страны и качество жизни населения, но и ведет к снижению себестоимости и росту объемов товаров и услуг, производимых этими объектами. Позитивный эффект развития инфраструктуры, оказываемый на экономику страны, доказан в ряде исследований Всемирного банка, ОЭСР, ЕЭК ООН, в соответствии с которыми увеличение инфраструктурных активов на 1 % способствует росту ВВП в пределах от 0,05 до 0,25 % в долгосрочной перспективе, Для государства ГЧП порой является единственным возможным вариантом реализации социально-значимых проектов, поскольку здесь имеется возможность выплачивать частному партнеру его стоимость небольшими частями и в течении длительного промежутка времени. Другими словами,  государство может позволить себе то, на что единовременно средств не имеет, но в состоянии расплачиваться в долгосрочной перспективе.

«Ежегодный дефицит финансирования инфраструктуры страны оценивается в сумму около 3,5 млрд. долл. США и эта цифра постоянно растёт. При этом затраты бюджетов всех уровней на инфраструктуру остаются примерно постоянными, что способствует образованию «разрыва» между возможностями госбюджета и его потребностями в данной сфере», - обращает внимание Дмитрий Березовский.

Безусловно, каждая из сторон партнерства преследует собственные цели, решает свои задачи, имеет различные мотивации. Но при успешном  осуществлении проекта выигрывает как государство и бизнес,  так и общество.

«Бизнес имеет возможность получения прибыли в долгосрочной перспективе, а наряду с этим и необходимый опыт работы не только с государственными органами, но и с международными институтами развития, что способствует повышению компетентности и улучшению имиджа. Население же в этом случае получает необходимые инфраструктурные услуги высокого качества по справедливой цене и в данный момент времени. Поскольку при реализации проекта не на принципах ГЧП, а на основе применения госзакупок, сроки в условиях бюджетных ограничений значительно растянуты в лучшем случае, а в худшем – реализация проекта «замораживается» на неопределённое время», – отмечает Дмитрий Березовский.

Полный текст статьи опубликован в № 2(47) журнала «Экономика Беларуси»

Печать
Печать