22 декабря наша страна отмечает День энергетика – профессиональный праздник всех работников промышленности, охватывающей выработку, передачу и сбыт потребителям электрической и тепловой энергии. Свою историю праздник ведет еще с советских времен, а в современной Беларуси стал отмечаться по Указу Президента Республики Беларусь №157 от 26 марта 1998 года.
Энергетика – это важнейшая отрасль, которая каждый день обеспечивает теплом и светом всех граждан страны. Именно от труда работников энергетической отрасли напрямую зависит бесперебойная работа промышленных предприятий, государственных учреждений, школ, больниц, тепло и уют любого дома, в конечном итоге качество жизни каждого человека.
Белорусская энергосистема создавалась немногим более 90 лет назад на базе отдельных электростанций мощностью всего несколько мегаватт. В 1931 году отправной точкой формирования энергосистемы страны стала БелГРЭС, очередной виток развития ознаменовала БелАЭС, которая привнесла совершенно новые технологии и возможности. За прошедшие десятилетия пройден долгий путь по сохранению и приумножению энергетического потенциала страны. Обновлены и модернизированы электростанции, тепловые и электрические сети. Даже первенец Белорусской энергосистемы – Белорусская ГРЭС – по сей день в строю. На основных генерирующих энергоисточниках проведена масштабная реконструкция с применением современных технологий, введены в эксплуатацию мощные гидроэлектростанции, строятся ветропарки и солнечные электростанции, создана современная инфраструктура. Топливно-энергетический комплекс Беларуси имеет развитую производственную инфраструктуру, включая сеть нефтепроводов и газопроводов, в том числе магистральных, а также высоковольтные линии электропередачи.
Летопись следующего десятилетия отмечена важнейшим событием не только для энергосистемы, но и для всей страны. Мы шагнули в эру новейших достижений инженерной мысли — безопасных атомных технологий. Первый энергоблок Белорусской АЭС уже выдает в сеть электрическую энергию. Многое сделано, чтобы этот грандиозный для страны проект был успешно воплощен в жизнь.
БелАЭС – это значительный вклад в укрепление энергетической
безопасности страны. И нынешние реалии служат тому подтверждением. Доступ к
надежному, экологичному, экономически выгодному
источнику электроэнергии для многих государств сегодня – вопрос первостепенной
важности. В Европе продолжает нарастать энергетический кризис. Рекордный рост
цен на энергоносители приводит к катаклизмам в экономике и сказывается на жизни
людей –
закрываются предприятия, растут цены на продовольственные и промышленные
товары. В отдельных европейских странах платежи за потребляемые энергоресурсы
для населения выросли в 3 раза и более. На этом фоне спрос на мирный атом
существенно возрос. Даже те страны, которые выступали против развития атомной
энергетики, сегодня пересматривают свои энергетические стратегии и включают в
них проекты по строительству АЭС.
В Беларуси проект по возведению атомной станции реализуется прежде всего для удовлетворения внутренних потребностей в электроэнергии, отметил Министр энергетики Виктор Каранкевич. Он также напомнил, что на момент принятия решения о строительстве АЭС была поставлена задача решить три блока вопросов. Первое – отказаться от импорта электроэнергии. Эта задача выполнена. Наших мощностей с учетом ввода атомной станции достаточно для удовлетворения внутренних потребностей в электроэнергии. Вторая задача – снижение доли природного газа в энергобалансе страны. Ввод БелАЭС позволит ежегодно замещать порядка 4,5 млрд куб. м газа. Третье – удовлетворение возрастающих потребностей в электроэнергии реального сектора экономики и населения.
Преимущества использования мирного атома в нашей стране уже ощутимы и дают экономический эффект. С момента включения первого блока БелАЭС в объединенную энергосистему (3 ноября 2020 года) выработано более 10 млрд кВт∙ч электроэнергии, что позволило заместить около 2,8 млрд куб. м природного газа.
Проделана серьезная работа по интеграции БелАЭС в объединенную энергосистему страны: построено
около 1,6 тыс. км высоковольтных электросетей, модернизированы четыре
системообразующие электрические подстанции, введена в эксплуатацию
высокотехнологичная подстанция 330 кВ «Поставы». Это обеспечило поставки
электроэнергии, производимой на АЭС, во все регионы страны. На 20 объектах –
тепловых электрических станциях, мини-ТЭЦ и котельных – установлены
электрокотлы суммарной мощностью 916 МВт. Основная функция этого оборудования –
помочь обеспечить соблюдение графика нагрузки всей энергосистемы, в том числе с
вводом АЭС. Продолжаются работы по строительству пиково-резервных источников суммарной мощностью 800 МВт, которые
обеспечат надежность энергосистемы с учетом различных режимов работы атомной
станции. Эти работы организованы на четырех крупных
электростанциях – Березовской и Лукомльской ГРЭС, Новополоцкой ТЭЦ и Минской
ТЭЦ-5. Современные газотурбинные установки на электростанциях могут набирать проектную
мощность генерации за 15 минут.
Завершена реконструкция открытого распределительного устройства 750 кВ на подстанции «Белорусская». Повысить надежность энергосистемы, создать дополнительные условия для развития регионов позволят также инвестиционные проекты по реконструкции подстанций 220 кВ «Столбцы» с переводом ее на более высокий класс напряжения и 110 кВ «Брест-Западная». В 2021 году белорусскую энергосистему впервые пополнила цифровая электростанция «Могилев-330».
На уровне Главы государства и правительства были приняты стимулирующие меры, направленные на рост энергопотребления. Как результат – в 2021-м энергопотребление выросло в сравнении с уровнем 2020 года примерно на 3 млрд кВт∙ч.
Динамичное развитие в нашей стране
получила сфера электротранспорта. Быстрыми темпами прирастает электрозарядная
инфраструктура. Сегодня количество зарядных станций позволяет обслуживать до 25
тыс. электромобилей. В соответствии с указом Президента государственным
оператором по созданию зарядной сети определено ПО «Белоруснефть». Количество
зарядных электростанций превышает 600. И как следствие, увеличивается
количество электротранспорта в стране. Результаты видны даже по количеству
электромобилей, которые приоб-
ретают граждане в личное пользование, все больше отдавая предпочтение
экологически чистому виду транспорта. Ученые институтов НАН Беларуси совместно
со специалистами машиностроительной отрасли работают над созданием
высокопроизводительных накопителей энергии и отечественного
электротранспорта, включая электромобили.
Расширяется сфера применения городского электротранспорта. Только в Минске по различным маршрутам курсируют более 100 электробусов, обеспечивая высокий уровень комфорта для пассажиров. Все это стало возможным благодаря системному развитию электрозарядной инфраструктуры, которая активно устанавливается по всей Беларуси.
Растут и объемы потребления электроэнергии зарядными станциями для электротранспорта. За семь месяцев 2022 года этот показатель вырос по сравнению с аналогичным периодом 2021 года с 5,8 млн до 8 млн кВт∙ч. По прогнозам специалистов, к 2030 году нагрузка супербыстрых зарядных комплексов может вырасти до 637 МВт.
Комплексная программа развития электротранспорта на 2021–2025 годы утверждена Советом Министров 9 апреля 2021 года и объединила практически все направления, от которых зависит развитие электротранспорта в стране: научное обеспечение разработок, стандартизация, сертификация, создание нормативно-правовой базы, а также освоение производства компонентов электропривода, самих образцов электротранспорта, создание инфраструктуры – зарядных станций, сервисных центров по ремонту и обслуживанию новой экологичной техники.
Еще одно приоритетное направление, которое будет реализовано в ближайшее время, – активное строительство электросетей напряжением от 0,4 до 35 кВ, чтобы довести выработанную АЭС электроэнергию до потребителя. И если прежде больше внимания уделяли генерации – строительству и реконструкции электростанций, сейчас усилия будут направлены на строительство сетей, чтобы множество потребителей смогли воспользоваться электроэнергией для отопления жилья, подзарядки электромобиля и прочих услуг.
В текущей пятилетке продолжится реконструкция электросетевой инфраструктуры для удовлетворения возрастающих потребностей в электроэнергии как промышленных потребителей, включая свободные экономические зоны, так и населения – для нужд отопления и горячего водоснабжения. Всеми областными энергоснабжающими организациями составлены пятилетние планы реконструкции сетей 0,4–10 кВ, которые отработали свой нормативный срок службы.
Тепловые сети, общая протяженность которых составляет 7400 км, тоже нуждаются в реконструкции. В 2021 году поставленные задачи по тепловым сетям как по ремонту, так и по реконструкции были выполнены на 113 %. В планах – продолжать эти работы для повышения эффективности функционирования системы теплоснабжения, ежегодно обновляя около 280–290 км теплосетей.
Электроснабжение жилищного фонда для целей отопления и горячего водоснабжения не исключает дальнейшей работы по газификации населенных пунктов. В Беларуси более 23 тыс. сельских населенных пунктов, из которых газифицировано более 3,5 тыс. Прирост газовых сетей в стране за первое полугодие 2022 года составил около 360 км. Как сообщил генеральный директор ГПО «Белтопгаз» Алексей Кушнаренко, их общая протяженность в стране достигла 66 тыс. км. На сегодняшний день природный газ подан во все 115 городов и 118 районных центров страны. Голубое топливо используют свыше 10 тыс. коммунально-бытовых и промышленных потребителей.
Газификация продолжится наряду с электрификацией жилищного фонда. Эти два направления будут друг друга дополнять и работать на выполнение ключевой задачи – повышение качества жизни людей.