Печать

2024-й: сохранить и приумножить


Макроэкономика 26.12.2023 | 13:41


Задача по росту ВВП в 2023 году на 3,8 % в ноябре предыдущего выглядела достаточно сложной. Но с учетом необходимости противодействия санкционному давлению и дальнейшей переориентации торгово-логистических потоков был избран проверенный временем «жесткий мобилизационный подход в управлении отраслями». Ставку сделали на выпуск продукции, востребованной в дружественных странах и способной заместить ниши, освободившиеся на ключевом для Беларуси российском рынке. Произведено максимальное за последние пять лет количество комбайнов, тракторов, грузовиков, автобусов и другой продукции. А грамотные маркетинговые стратегии и выстроенные логистические схемы способствовали выгодным продажам.

Стратегия Правительства сработала: по итогам 10 месяцев годовой план по ВВП выполнен досрочно. Как удалось этого достичь и какие задачи поставлены на следующий год? Об этом журнал «Экономика Беларуси» поинтересовался у первого заместителя министра экономики Юрия Чеботаря.

 

– Юрий Адамович, какие итоги по росту ВВП, промышленного производства, экспорту и другим важнейшим экономическим показателям, определяющим развитие страны, ожидаются к концу года?

 

– Достичь запланированные на 2023 год темпы роста экономики 103,8 % планировали за счет переориентации и наращивания экспорта на дружественные рынки сбыта, активизации инвестиционного процесса, восстановления платежеспособного спроса на внутреннем рынке. Итоги работы экономики за прошедший период 2023 года свидетельствуют, что в целом поставленные задачи выполняются.

Главными драйверами роста стали промышленность, торговля и строительство. Темп роста промышленного производства по итогам января – октября 2023 года 108 %.

В октябре достигнут годовой максимум по выпуску грузовиков, стиральных машин, микроволновых печей, поставлен рекорд по легковым автомобилям.

И что важно, продукция с конвейеров идет на прилавки, а не на склады: за последние 6 месяцев складские запасы снизились почти на 1 млрд рублей, а их уровень в среднемесячных объемах производства – до 65,7 %.

Положительные тенденции и на внутреннем потребительском рынке. Розничный товарооборот увеличился на 7,6 %. Спрос населения поддерживается опережающим ростом реальных доходов населения (на 5,8 % в январе – сентябре), а также низким уровнем инфляции – 3,7 % в годовом выражении.

Динамично развивается строительная отрасль, за 10 месяцев объем строительно-монтажных работ увеличился на 6,7 %. Введено в эксплуатацию более 2970 тыс. кв. м общей площади жилья, в том числе с господдержкой – 792 тыс. кв. м.

Инвестиции в основной капитал за тот же период выросли на 13,3 %. При этом опережающими темпами обеспечивается рост инвестиций в активную часть основных средств – имеем 31,4 % прибавки в затратах на приобретение машин, оборудования, транспорта.

Вернулось в зону роста сельское хозяйство – темп 101,2 %. Этому способствовала динамика в животноводстве: высокие темпы по производству молока (плюс 6,1 %), скота и птицы – на 3,5 %.

Постепенно стабилизируется ситуация в IT-сфере. Четвертый месяц подряд наблюдаем умеренную восстановительную динамику.

В условиях санкционных ограничений удалось полностью переориентировать экспорт на рынки дружественных стран и компенсировать потери прошлого года.

Ситуация на рынке труда стабильная. Фактическая безработица в январе – сентябре на рекордно низком уровне – 3,5 % от численности рабочей силы.

Средняя зарплата в октябре достигла 1971 рубля, более 600 долларов в эквиваленте.

В целом в экономике преобладают положительные тенденции, она развивается стабильно, и темпы экономического роста ускоряются.

 

– Можно ли говорить, что страна преодолела трудности, возникшие в 2022 году в связи с произошедшими международными событиями из-за вооруженного конфликта России и Украины? Удалось ли экономике адаптироваться к санкциям? Какие процессы сейчас доминируют и как они могут сказаться в будущем?

 

– В Беларуси открытая экономика, и внешнее взаимодействие для ее нормального функционирования очень важно. На начальном этапе возникли трудности не только с экспортом нашей продукции, но и с обеспечением отечественных предприятий некоторым импортным сырьем, отдельными материалами и комплектующими. Но мы не сидели сложа руки: разработаны программы импортозамещения, переориентированы экспортные потоки, приняты необходимые меры поддержки производителей и экспортеров, сохранения внутреннего спроса.

Сегодня продолжаем работать в условиях сильнейшего внешнего давления. Сохраняются все запреты 2022 года, включая такие важные направления, как нефтепродукты, удобрения, продукция деревообработки и черной металлургии, автотракторная техника, шины. Но вопреки всем негативным прогнозам белорусская экономика не только выстояла, но и показала результаты выше темпов 2021 года в промышленности, сельском хозяйстве и по отдельным видам услуг.

Разработан целевой план на 2024 год. В нем оставлены достаточно амбициозные задачи, направленные на дальнейший устойчивый рост национальной экономики, повышение качества жизни и доходов населения, усиление торгово-экономического сотрудничества с дружественными странами.


– Несколько лет внешнеторговое сальдо товаров и услуг было положительным, но уже во втором квартале 2023-го ситуация меняется. Чем это объясняется и будет ли преодолена негативная тенденция в 2024 году?

 

– По итогам 10 месяцев 2023 года сальдо внешней торговли товарами и услугами существенно улучшилось по сравнению с первым полугодием – плюс 665,7 млн долларов.

Это ниже, чем за январь – октябрь предыдущего, когда сальдо было рекордным, но соответствует аналогичным показателям за 10 месяцев 2016–2017 годов или 2019-го.

Надо понимать, что в прошлом году из-за ряда ограничений и нарушенных логистических цепочек глубина падения импорта почти в 2 раза превысила сокращение экспорта. За 10 месяцев 2022-го экспорт снизился всего на 4,5 %, в то время как импорт упал на 8 %.

Возросшие объемы импорта в нынешнем году полностью увязаны с производственной и инвестиционной программами, и это не стихийный, а управляемый процесс.

Например, рост инвестиционного импорта в 1,6 раза позволит обеспечить модернизацию и перевооружение производств, и в перспективе нарастить экспортный потенциал. На 2024 год темп роста экспорта запланирован на уровне 7,6 %.

Динамика импорта сырья и материалов на 5,1 % дала увеличение объемов промышленного производства на 8 %. А возросший импорт потребительских товаров обусловлен отложенным потребительским спросом.

Объем экспорта товаров и услуг в 2023 году сложился рекордным с 2012 года – 39,5 млрд долларов. При этом стоимостный рост экспорта товаров на 2,2 млрд долларов, или на 7,2 %, сформирован исключительно за счет увеличения физических объемов поставок более чем на четверть, что свидетельствует о хорошем спросе на белорусскую продукцию на внешних рынках. Белорусские товары представлены на рынках почти 150 стран.

Вместе с тем негативный отпечаток на рост экспорта накладывает ценовой фактор. Средние экспортные цены снизились более чем на 10 %, аналогичная тенденция происходит и на мировых сырьевых рынках.

Таким образом, даже с учетом возросших объемов ввозимой в страну продукции, экспорт значительно превышает импорт. Планируем, что в 2024-м тренд сохранится – сальдо внешней торговли товарами и услугами просчитывается на уровне плюс 900 млн долларов.

 

– Беларусь всегда была экспортно ориентированной страной. Удалось ли заместить выпавшие рынки? Как развивается сотрудничество с Китаем и Африкой?

 

– Беларусь продолжает диверсифицировать экспорт товаров и услуг, наращивая свое присутствие на рынках России, Китая, дальней дуги, выстраивая новые торгово-экономические связи, формируя логистические цепочки.

Как следствие, торговые потоки с рынков стран Запада и Украины полностью переориентированы. Поставки в дружественные страны возросли в 1,3 раза. Доля этих стран в экспорте увеличилась на 14 процентных пунктов. Поставки в страны Азии выросли в 1,5 раза, Центральной и Южной Америки – в 1,8 раза. Ведется большая работа по развитию и углублению сотрудничества с африканским континентом.

Россия и Китай – наши стратегические партнеры.

Экспорт в Россию растет двузначными цифрами. Уход западных поставщиков и производителей позволил увеличить присутствие белорусских товаров на российском рынке. Существенно возросла доля в российском импорте белорусских машин, оборудования и транспортных средств, продукции химической промышленности, изделий из древесины и черных металлов.

Динамично развивается торговля с Китаем. В 2022 году объем взаимной торговли – рекордный, порядка 6 млрд долларов. За 10 месяцев 2023 года товарооборот между Беларусью и Китаем вырос более чем на треть. Наибольшими темпами прирастает экспорт продуктов питания (рапсовое масло, мясо птицы, молочная сыворотка), а также калийных удобрений, полиамидов, лесоматериалов, древесностружечных плит, целлюлозы, льна.

Наши экспортные резервы сосредоточены в первую очередь в сфере увеличения количества аккредитованных на поставки в Китай видов продукции и предприятий. На сегодня это 165 белорусских производителей по 202 товарным позициям. В ближайшей перспективе планируется расширение допуска на рынок КНР белорусской продукции из говядины и птицы, в том числе детского питания, из пшеницы (крупы, хлопья, отруби), иных продовольственных товаров (яйца, мед).

В начале ноября Беларусь представила национальную экспозицию на Китайской международной выставке импорта в г. Шанхае, а также линейки товаров в коммерческих павильонах. В выставке участвовало более 70 ведущих предприятий и организаций страны, которые привезли свои лучшие разработки, идеи и инициативы.

Белорусские предприятия рассматривают КНР не только как потребителя нашего экспорта, но и как поставщика необходимых сырья, материалов, инструментов и оборудования, технологий для производства.

С Китаем мы также нацелены на создание и развитие совместных высокотехнологичных производств. В частности, в наш стратегический проект индустриального парка «Великий камень» уже инвестировано свыше 840 млн долларов, зарегистрировано 117 резидентов из 15 стран мира. Состав резидентов парка пополнился 22 новыми предприятиями с проектами в сфере медицины, биотехнологий, логистики и НИОКР.

Особое место в наших экспортных планах занимают страны Африки. В первую очередь это касается техники и технологий в сельском хозяйстве. От 60 до 80 % африканского населения занято именно в агросекторе. Поэтому модернизация и механизация этой отрасли за счет поставок белорусской сельскохозяйственной техники и наработанных технологий – одна из приоритетных задач.

Перспективной также будет работа по поставкам грузовиков, карьерных самосвалов, металлургической продукции, а также широкого спектра услуг, в особенности образовательных и медицинских.

Основные партнеры на африканском континенте – Египет, Алжир, Зимбабве, Марокко, ЮАР, Ангола, Тунис, Нигерия, Кения, Экваториальная Гвинея, но планомерно развиваем сотрудничество и с другими странами. Используем для этого все возможные форматы – форумы, конференции, визиты.

На 2024 год планируется обеспечить рост экспорта в этот регион как минимум в 2,5 раза к уровню 2023 года. Основную прибавку ожидаем получить по продовольствию, машинам, оборудованию, продукции химической промышленности.

 

– В одном из интервью вы говорили, что в стране реализуется более 800 проектов. Назовите примеры наиболее успешных, уже завершенных проектов. В какие сферы экономики активнее инвестируют и каковы доли внутренних и внешних инвестиций? Как выполняется поручение Главы государства «Один район – один проект»? Насколько значимы такие проекты для регионов?

 

– Перспективные и эффективные производства, основанные на использовании местных ресурсов и нацеленные на выпуск востребованных видов продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках, развитая социальная и транспортная инфраструктура – приоритетные направления развития нашей страны.

Действительно, в 2023 году реализуются 812 производственных проектов стоимостью порядка 48 млрд рублей и объемом инвестиций на 2023 год – 6,2 млрд рублей. В январе – сентябре реализация 61 завершена, из них 11 – досрочно, объем освоенных инвестиций за весь период реализации – более 4,5 млрд рублей.

Наиболее крупные проекты: в нефтехимической отрасли – это комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков, строительство установки замедленного коксования нефтяных остатков, создание предприятия по производству технического углерода; в легкой промышленности – новое производство по выпуску конкурентоспособных тканей бизнес- и эконом-класса; в пищевой – увеличение мощностей птицефабрик.

Запланированы к завершению крупные энергетические проекты на Витебщине – строительство ветрогенераторных установок в Сенненском районе и пиково-резервного энергоисточника на Лукомльской ГРЭС в Чашникском.

Воплощение проектов в жизнь позволяет не только создавать уникальную продукцию, но и устранять зависимость от импорта. К примеру, созданное производство технического углерода, без которого невозможен выпуск шин всех видов, резинотехнических изделий, пластиков, полимеров, искусственных волокон, позволит постепенно отказаться от его закупок в Российской Федерации и Китае.

Что касается сфер инвестиционных вложений, то это наши традиционные отрасли – сельское хозяйство и промышленность: пищевая, легкая, деревообрабатывающая, фармацевтическая, а также производство машин и металлургия. Все то, что сегодня обеспечивает технологическую и продовольственную безопасность страны.

Очевидно, что в нынешних условиях государство стало ключевым игроком на инвестиционном поле. Львиная доля всех инвестиций обеспечивается за счет внутренних источников, причем практически половина (45 %) – собственные средства предприятий.

По итогам 9 месяцев 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года темп роста привлеченных иностранных инвестиций в Беларусь составил 113,6 %. Наибольший удельный вес в общем объеме иностранных инвестиций приходится на страны: ЕАЭС – 64,5 %, ЕС – 27,8 %.

Что касается инициативы Главы государства «Один район – один проект», то она получила широкое развитие. Регионы очень заинтересованы попасть в этот пул проектов.

Начинали со 129, сегодня уже 156 стоимостью 6,5 млрд рублей. В следующем году их количество возрастет до 190, стоимостью до 8 млрд рублей и количеством новых рабочих мест более 9,5 тыс.

В 2023 году запланированы к вводу 33 проекта с объемом инвестиций свыше 255 млн рублей.

Несмотря на все сложности с поставками оборудования и технологий, 70 % всех проектов реализуются в установленные бизнес-планами сроки, освоение инвестиций идет опережающими темпами.

По количеству завершенных проектов лидируют Гомельская, Могилевская и Витебская области.

Наиболее перспективные, направленные на развитие регионов и импортозамещение, получают кредитную поддержку на приемлемых условиях от Банка развития и банков-партнеров. Приняты положительные решения о выделении кредитных ресурсов в целом почти на 1 млрд рублей.

Важно отметить, что реализация инвестиционных планов позволит обеспечить сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, сократить разрыв по уровню и качеству жизни населения за счет роста экономики и рационального размещения производительных сил, создать равные возможности для граждан и сформировать комфортные условия жизни.

 

– Стало ли больше резидентов СЭЗ, каков объем инвестиций и итоги их работы? Надо ли что-то менять в их деятельности? Какие изменения происходят в инвестиционном климате страны?

 

– Свободные экономические зоны по-прежнему подтверждают статус ключевых центров притяжения инвестиций в Беларусь, в значительной степени определяя развитие национальной экономики.

Резиденты СЭЗ ежегодно формируют пятую часть основных республиканских показателей – инвестиций, экспорта и производства. При этом показатели прямых иностранных инвестиций, экспорта товаров, промышленного производства и выручки на одного занятого у резидентов СЭЗ в разы выше средних по республике.

Сейчас в СЭЗ ведут деятельность более 420 резидентов, которыми в реализацию заявленных проектов уже вложено суммарно около 12,5 млрд долларов.

Отечественные инвесторы проявляют интерес к созданию производств в преференциальных режимах. С начала 2023 года количество резидентов СЭЗ увеличилось на 26 предприятий с общим объемом инвестиций порядка 157 млн долларов и планами по созданию более 1,3 тыс. рабочих мест. Основные направления инвестирования: логистика, пищевая промышленность, производство мебели, металлообработка, машиностроение и другие.

Приведенные результаты позволяют говорить об эффективности режима СЭЗ, его востребованности со стороны отечественных и зарубежных инвесторов, что, безусловно, положительно сказывается на социально-экономическом развитии регионов страны.

Минэкономики проводит планомерную работу по созданию благоприятных условий для инвестирования в СЭЗ по трем основным направлениям.

Первое, создание готовых инвестиционных площадок в СЭЗ. За счет бюджетных средств активно строится инфраструктура, в частности энергетическая. За последние три года построено 10 крупных объектов энергетической инфраструктуры СЭЗ, в планах на ближайшие годы – возведение трех дополнительных электроподстанций.

Второе, снижение административной нагрузки на предприятия-резиденты. До конца года планируется упростить процедуру регистрации субъекта хозяйствования в качестве резидента, в том числе в части сокращения сроков рассмотрения администрациями СЭЗ соответствующих заявлений.

Третье, расширение компетенций администраций. Планируется предоставить им право самостоятельно выступать заказчиками по разработке градостроительных проектов детального планирования территорий СЭЗ. Реализация инициативы обеспечит более эффективный механизм планирования и развития этих площадок.

Продолжаем работу по созданию дополнительных условий и механизмов для раскрепощения инвестиционной активности как зарубежных, так и национальных инвесторов.

Ряд таких мер закреплен в Комплексе мер по запуску нового инвестиционного цикла. Это системный документ, мероприятия которого реализуются с 2021 года и ежегодно актуализируются в целях поиска новых ориентиров развития инвестиционной политики с учетом потребностей бизнес-сообщества и интересов государства.

Совершенствуется регулирование в сферах земельных и имущественных отношений, архитектурной и строительной деятельности. Например, предусматривается упрощение процедур и оптимизация сроков на всех этапах инвестиционно-строительного цикла, регулирование и поощрение применения технологии информационного моделирования, совершенствования порядка приема-передачи объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.

Оптимизируются подходы к финансированию и мониторингу проектов: прорабатывается вопрос формирования условий внедрения механизма проектного финансирования, регулирования «зеленых» облигаций и иных финансовых инструментов, а также по созданию условий формирования длинных денег в экономике на комфортных для инвестора условиях.

Наращиваются возможности сектора страхового и пенсионного обеспечения накапливать средства и участвовать в инвестировании.

В высокой степени готовности разработанный Министерством экономики проект изменений в закон об инвестициях. Он представляет собой единый правовой акт, регулирующий вопросы реализации инвестиционных проектов с господдержкой (налоговые, таможенные, земельные и др.).

Предусматриваются три механизма реализации таких проектов. Ключевое требование – соответствие приоритетным видам деятельности (секторам экономики). Таким образом мы показываем инвесторам, где нуждаемся в инвестициях и в каких сферах они смогут рассчитывать на поддержку государства.

Законопроектом обновляем механизм инвестиционных договоров. Его цель – оказать содействие крупным игрокам, которые направляют капиталы в приоритетные для страны виды деятельности. В свою очередь такие инвесторы могут рассчитывать на объемный пакет льгот. Например, «стабилизационная оговорка» в налоговой сфере, освобождение от налога на прибыль, компенсация затрат на создание внешней инфраструктуры.

Стимулом для реализации инвестиционных идей по созданию передовых импортозамещающих и экспортно ориентированных производств станет механизм специального инвестиционного договора. Его особенность – гарантированный выкуп продукции инвестора. Таким образом, в начале реализации проекта инвестор уже будет знать, что на часть продукции у него точно будет рынок сбыта в течение определенного периода.

В регионах привлекательным станет механизм преференциальных инвестпроектов. Это наиболее простой вариант реализации инвестпроектов с использованием базового пакета льгот. Для этого достаточно решения местного органа власти. Взамен инвестор получит освобождение от платы за право аренды земельного участка, арендной платы, земельного налога, таможенных пошлин, осуществление вычета НДС.

Для придания дополнительного импульса инвестициям в регионах в проекте закона заложен механизм бюджетных трансфертов. Предусматривается дифференцированный подход к определению их размера в зависимости от уровня развития и специализации региона.

* Полный текст статьи опубликован в журнале "Экономика Беларуси" №4 (77)

Печать
Печать