Потребительская кооперация Беларуси отмечает 1 июля профессиональный праздник, организация с более чем 150-летней славной историей, пережившая войны и революции, перестройки и реформы. Хороший повод поговорить с Председателем Правления Белкоопсоюза Олегом Мацкевичем о сегодняшнем дне столь мощной системы.
Коммерция с социальным уклоном
– Олег Сергеевич, Беларусь – одна из немногих стран бывшего СССР, сохранившая потребительскую кооперацию практически в неизменном виде. Как удается адаптироваться к рыночным условиям, особенно с учетом того, что большая часть магазинов находится в деревне, а сельское население в стране с каждым годом стареет и сокращается?
–
Историческая природа кооперативного движения обуславливает приоритет моральных
норм над соображениями выгоды, поскольку покупатели наших магазинов преимущественно
люди старшего возраста с невысоким уровнем доходов. Сохранить потребкооперацию
– очень правильный шаг, позволивший обеспечить социальную ориентированность и заботу о сельском населении страны, включая малые отдаленные
деревни.
Значительная часть торговых объектов Белкоопсоюза (69 %) расположена в сельской местности, 549 автомагазинов обслуживают 14,8 тыс. деревень и хуторов, где уже нет стационарных магазинов, а в 5,2 тыс. – проживает менее чем по 10 жителей. Каждый наш автомагазин ежедневно проезжает в среднем около 170 км и в протяженных населенных пунктах может делать по несколько остановок, чтобы пожилым покупателям было удобнее. Торговая выручка в таких малочисленных деревнях далеко не всегда покрывает транспортные расходы.
Другой вопрос, что на протяжении двух десятков лет в стране активно развивается крупный частный торговый бизнес, основанный на понятных рыночных принципах – работать там, где выгодно. Это привело к усилению конкуренции в райцентрах, экономически наиболее перспективных агрогородках и деревнях. Фактически бремя обслуживания 1,2 тыс. населенных пунктов с численностью жителей менее 200 человек лежит преимущественно на организациях потребительской кооперации.
Для системы обеспечивать экономическую эффективность в таких условиях – задача «со звездочкой», решать которую помогает многоотраслевая специфика.
Не пройти мимо сети
– Белкоопсоюз в последнее время активно развивает специализированные торговые сети и бренды общественного питания. Сколько их всего и какие результаты? Перспективно ли сотрудничество с крупными производителями и брендами по франшизе?
– Развитие брендов и сетей узкой специализации сложно оценить однозначно. Какие-то из них не показали высокой эффективности, другие дали новый толчок движению вперед. Среди всех магазинов Белкоопсоюза особое место занимают объединенные брендом «Родны кут», их более 2000 в селах, агрогородках, районных и областных центрах.
Растет популярность и наших дискаунтеров «Мегаопт». Более низкие цены на товары в них обеспечиваются за счет договорной работы с поставщиками, увеличения объемов закупки и снижения операционных затрат в самих торговых точках.
Не теряет актуальность сотрудничество с отечественными производителями и поставщиками. Например, в формате франшизы (когда хозяин торговой марки не просто отпускает товар, а формирует стратегию его продвижения) работаем с группой компаний «Марк Формель», ООО «ОМА». Это направление перспективно и экономически эффективно, товарооборот сразу заметно растет.
Эффективна и фирменная торговля: открыли 36 совместных магазинов и 332 секции по реализации непродовольственных товаров. Основные партнеры – предприятия легкой промышленности, в том числе СООО «КОНТЕ СПА», ОАО «Брестский чулочный комбинат», ОАО «Свiтанак», а также поставщики хозяйственных и строительных товаров – ООО «ОМА», ЗАО «ТВК» и другие.
«ЛепимСами», «Еда&Кофе», TASTY, «Гастролавка» – эти четыре сетевых бренда потребкооперации (причем каждый ориентирован на определенный ассортимент блюд и кулинарных изделий) появляются в райцентрах чаще всего путем переспециализации заведений общественного питания с низкими объемами продаж. Обновление формата позволяет сразу значительно увеличить розничный товарооборот.
Сеть под брендом «ЛепимСами» появилась у нас относительно недавно – это стильные, обновленные кафе с широким ассортиментом блюд (пельменей, вареников, блинов, смаженок, пиццы и других), приготовленных по оригинальным, фирменным рецептам. У «Еда&Кофе» другая фишка – не менее 12 наименований сортов кофе, десерты и кондитерские сладости, блюда белорусской кухни. В 2019 году Белкоопсоюз стал правообладателем этих товарных знаков и активно их продвигает: открыты 11 объектов питания «ЛепимСами» и 43 – «Еда&Кофе».
В декабре 2020 года началась реализация нового проекта под единым брендом TASTY с ассортиментом продукции, востребованной у молодежи и посетителей с детьми. Это гамбургеры, чизбургеры, картошка фри, также предлагаем гостям попробовать белорусскую кухню в современном исполнении – дранбургер и картофельную пиццу. Пока таких заведений всего восемь, но наблюдаем к ним живой интерес у посетителей.
Еще одно из интересных направлений в общественном питании – «Гастролавки». По сути, это ребрендинг известных еще с советских времен магазинов «Кулинария» с обеденной зоной и пекарней. Пилотный проект реализован в Червене, объем товарооборота сразу же увеличился вдвое. Преимущество «Гастролавок» – стильная рекламная вывеска, удобная навигация, принцип самообслуживания: посетители могут сами выбрать сдобно-булочные и кондитерские изделия и приготовить чай или кофе. Одновременно можно наблюдать, как готовится выпечка, – нынче в моде открытая для посетителей кухня. И все это дополняет стильный декор. В системе уже три «Гастролавки», все в Минской области.
В 2023 году будет продолжено развитие сети. Планируем открыть еще один объект «ЛепимСами», 4 – «Еда&Кофе», 3 – TASTY и 21 магазин-кулинарию «Гастролавка».
Ассортимент
товаров и услуг постоянно обновляется, в первом квартале появилось 14 новых наименований
кондитерских и булочных изделий, блюд национальной белорусской кухни, в том
числе изготовленных с применением технологии шоковой
заморозки.
К тому же во всех магазинах и автолавках у покупателя примут заказ на изготовление кондитерских и кулинарных изделий, полуфабрикатов, а если нужно, помогут провести торжество или тризну в заведениях общественного питания потребкооперации.
Отличная идея – внедрение технологии шоковой заморозки кулинарных и кондитерских изделий. Это позволяет сконцентрировать производство, более равномерно распределить нагрузку на поваров, удлинить сроки годности продукции, обеспечить горячими блюдами кафе и бары, не имеющие собственной кухни. Аппараты шоковой заморозки уже есть в 63 районных центрах.
Нельзя не отметить и еще один важный аспект деятельности потребкооперации – это огромный опыт организации выездного обслуживания различных мероприятий как в стране, так и за ее пределами. Мы традиционно принимаем активное участие во всех ярмарках, в том числе и в Минске, фестивалях-ярмарках «Дожинки», Дне письменности, празднике «Александрия встречает друзей», «Славянском базаре» и других, где в широком ассортименте гостям предлагаются блюда и напитки белорусской и старобелорусской национальной кухни.
Все свое – и сырье, и рецепты
– Что представляет собой промышленное производство потребкооперации. Это по-прежнему в основном выпечка хлеба, изготовление колбас, розлив прохладительных напитков и минеральной воды? Есть ли возможность осваивать новые направления и какие?
– На самом деле мы даже гордимся тем, что в основе промышленного производства потребкооперации – хлеб, мясо, колбасы, сало, минеральная вода и напитки – то, что всегда на нашем с вами столе. Меняются только вкусы, культура питания, но остается верность традициям. Производство таких продуктов в каждом райцентре руками местных мастеров, из сырья, закупаемого там же у населения, фермеров и сельхозпроизводителей, – это еще и дополнительная социально ориентированная цель!
Опираясь на это, более чем полтора века потребительская кооперация так и строила свою уникальную многоплановую структуру промышленности. Сегодня это свыше 300 цехов, участков, предприятий по всей стране, которые выпускают около 3000 наименований продукции. Годовой объем деятельности отрасли в 2022 году 420 млн рублей.
Основной акцент – на натуральность, рецепты по-домашнему и здоровое питание. За четыре месяца, например, выпустили 186 тонн диетических и лечебно-профилактических хлебобулочных изделий, темп роста 129,1 %.
Не могу не упомянуть еще один наш традиционный бренд – квашения, соления, мочения. Это вкусно и облегчает жизнь хозяйки: соленые огурцы, томаты и квашеную капусту остается только выставить на стол. Однако в переработке плодоовощной продукции тоже не стоим на месте.
Сейчас в системе реализуется инвестпроект по созданию производства по фасовке и упаковке замороженных ягод, плодов и овощей в Глусском райпо на 1,4 млн рублей. Кстати, он входит в перечень реализуемых во исполнение поручений Главы государства по созданию новых производств в каждой административно-территориальной единице.
Инвестиции на базе действующего производства будут направлены на приобретение технологического оборудования: машины для удаления косточек из вишни (черешни), фасовки готовой замороженной продукции в потребительскую упаковку и оптической сортировки ягод. Это позволит повысить качество сырья, снизить производственные потери и улучшить внешний вид продукта.
По перспективным производствам есть еще идеи, пока работаем над бизнес-планами. Это будет уже тема для новой встречи.
Кстати,
пока говорили только о пищевой продукции, но в системе функционирует более
60 непродовольственных цехов: выпускаем гвозди, сетку-рабицу, постельное белье,
полотенца, спецодежду, хозяйственные перчатки и другие швейные изделия, даже
тротуарную плитку делаем.
– Сложно представить потребкооперацию без заготовок овощей, яблок и картофеля. К сезону готовы?
– Наши заготовительные организации круглогодично закупают картофель, овощи, фрукты, ягоды, зерно, выращенные населением, фермерами и сельхозорганизациями, а также лесные ягоды и грибы – как на продажу в своих магазинах, так и для переработки у себя или поставок на профильные предприятия республики и за рубеж. Ежегодно заключаем около 400 договоров поставки с 250 крестьянскими и фермерскими хозяйствами и дополнительно предоставляем 6,2 тыс. торговых мест на 108 подведомственных рынках системы для реализации урожая населением и фермерами.
В ресурсных районах (Столинском, Пинском, Лунинецком и других) в сезон массового сбора ягод, плодов и овощей создается республиканский штаб, райпо закрепляются за сельскими советами. Излишки сельхозпродукции у населения и крестьянских хозяйств готовы принять 759 приемо-заготовительных пунктов, 859 штатных заготовителей и более 3,8 тыс. сельских магазинов. С мая по октябрь привлекаем внештатных заготовителей. Постоянно на сайтах наших организаций обновляем информацию о закупочных ценах, а также интерактивную карту с размещением приемо-заготовительных пунктов, вывешиваем объявления в стационарных и автомагазинах.
Белкоопсоюз традиционно вносит свою лепту в обеспечение продовольственной безопасности страны: формируем запасы овощей и картофеля на межсезонье в стабилизационные фонды, имея 91 хранилище с 280 камерами для раздельного хранения продукции емкостью 18,9 тыс. тонн. Надо отметить, что хранилища районных организаций используются преимущественно в качестве распределительных складов и для кратковременного хранения картофеля, яблок и овощей.
Полная версия интервью опубликована в журнале "Экономика Беларуси" №2 (75) 2023