Белорусский сектор спецтехники устремился ввысь, после того как Минский автозавод и компания Zoomlion запустили серийное производство автокранов в Могилеве и разработали «великана» рекордной для страны грузоподъемностью 60 тонн. Идея на первый взгляд проста – совместить белорусское шасси с китайским оборудованием, но планы у альянса куда серьезнее – трансфер технологий, глубокая локализация и расширение присутствия в странах СНГ. Директор ООО «ЗумлионМАЗ» Юрий ПИВОВАРОВ рассказал в интервью журналу «Экономика Беларуси» о растущих потребностях стройотрасли, ставке на разветвленный сервис и ожиданиях от нового завода в «Великом камне».
– Чем, на Ваш взгляд, можно объяснить существующий технологический разрыв между отечественными и зарубежными производителями спецтехники?
– В советское время технологическая специализация по производству спецтехники была распределена по регионам. На Минском автозаводе, например, выпускали в основном автомобильную технику для транспортировки различных грузов – тягачи, бортовые автомобили и самосвалы. После создания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» уже и Минский автозавод стал собирать спецмашины. Однако за рубежом технологии шагнули далеко вперед, и в какой-то момент стало ясно, что в одиночку сократить это отставание практически невозможно. Белорусский автогигант начал искать партнеров для производственной кооперации и реализации совместных проектов. В течение нескольких лет было создано несколько моделей спецтехники совместно с европейскими компаниями. Но они предлагали только бизнес по поставке оборудования, а вот к производственной кооперации готовы не были. В отличие от китайского автопрома, который по своему технологическому уровню уже давно входит в число мировых лидеров. Так, Zoomlion является международной компанией, продукция которой используется во всем мире.
– То есть создание альянса было единственным решением для отрасли?
– Не единственным, но наиболее эффективным. Если все делать самостоятельно, то потребуются огромные финансовые вложения в конструкторские разработки, оборудование, подготовку производства. Здесь же работает эффект синергии: МАЗ получает современное навесное оборудование и доступ к новым технологиям, Zoomlion – одно из лучших шасси, сервисную сеть и рынки сбыта на постсоветском пространстве. А заодно и производственные мощности, поскольку сборка осуществляется на свободных площадях «Могилевтрансмаша». То есть от создания СП выиграли обе стороны. Большое значение имели и технические характеристики спецтехники, которую могли предложить рынку МАЗ и Zoomlion. Нам было важно выделяться на фоне конкурентов, поскольку новому игроку всегда сложнее.
– А как происходит взаимодействие Минского автозавода и компании Zoomlion?
– МАЗ изготавливает продукцию для совместного предприятия, Zoomlion в свою очередь поставляет навесное оборудование. Окончательная сборка происходит в Могилеве. Кроме того, по чертежам Zoomlion осуществляется локализация узлов. В частности, первая модель – 25-тонный автокран ZMC-25 – уже на 52% является изделием, произведенным в Беларуси. И степень локализации будет лишь расти. Создав СП, мы установили тесные контакты на уровне технологов. То есть Zoomlion не просто вложил инвестиции в Беларусь, но и с самого начала предложил обмениваться инновациями и совместно работать над ноу-хау. Мы получили доступ к современным технологиям, благодаря которым белорусская отрасль сможет развиваться быстрее. Китайские специалисты постоянно находятся на предприятии, участвуют в сборке машин и проводят обучение. Кроме того, белорусские специалисты ездили на стажировку в Китай. Разработка новых моделей ведется совместно.
– Как Вы оцениваете потенциал белорусского рынка спецтехники? В каких сферах требуются спецмашины?
– Наша продукция прежде всего ориентирована на экспорт, так как емкость внутреннего рынка относительно невелика. Перед СП стоят масштабные задачи по расширению присутствия в странах СНГ и Европы. Но мы собираемся удовлетворить и спрос в Беларуси. Рынок спецтехники определяется уровнем развития тех отраслей, в которых она используется. Например, если меняется культура сбора мусора и повышаются требования к защите окружающей среды, то возникает необходимость в новых мусоровозах. Ускоряются темпы строительства – растет спрос на автокраны, возводятся новые дороги – усиливается интерес к дорожно-строительной технике. Так что потребность в спецтехнике напрямую зависит от темпов и специфики развития направлений ее использования.
– Каково состояние рынка спецтехники в России, Казахстане и Украине? На какую долю рынка там рассчитываете?
– Один из наиболее перспективных рынков – российский. Сейчас выходим в отдельные сегменты, которые, например в случае с автокранами, определяются грузоподъемностью машин. В каждом сегменте мы рассчитываем на долю в 20–30 %, которую планируем занять в ближайшие три года. Пробный выход оказался успешным – все, что предлагаем, расходится в кратчайшие сроки. Мы уже задумались над увеличением объемов производства, чтобы удовлетворить спрос на автокраны. Каких-то больших преград у нас не возникает. Еще в прошлом году прошли сертификацию Таможенного союза, что позволило официально продавать спецтехнику в России, Казахстане и других странах ЕАЭС. В основном конкурируем с российскими производителями, но по соотношению цены и технических характеристик у нас преимущество перед конкурентами. В Казахстане несколько сложнее – рынок гораздо менее емкий: нет бурного роста строительной индустрии. Спрос на спецтехнику хотя и небольшой, но стабильный. Но есть и ограничение в виде пошлин и сборов, которое ставит местных производителей в более выгодные условия. Перспективным для нас стал украинский рынок. Российские производители на нем сейчас практически не представлены, а потребность в спецтехнике существует. Так что рынок страны-соседки открывает нам широкие возможности.
Полную версию интервью читайте в № 4(57) / 2018 журнала «Экономика Беларуси»