• Инфляция
    5,6 %


  • Ставка рефинансирования
    9,5 %

  • Базовая величина
    40 руб.

  • Арендная величина
    17,76 руб.

 8
Главная / Макроэкономика
20.10.2016

Беларусь-МВФ: ключевые точки и баланс интересов

Для Беларуси кредит МВФ, который может превышать $3 млрд, это самые дешевые из всех возможных к привлечению средств. И это не только кредит МВФ. К этому пакету прилагается целый комплекс дополнительных инструментов. Это и заем Всемирного банка на цели развития. Размер займа зависит от пакета структурных преобразований, заложенных в совместную с МВФ программу, и составляет около $200-300 млн. Эти деньги идут напрямую в бюджет на реализацию тех или иных социальных и экономических мер. Об этом сообщил Первый заместитель министра финансов Максим Ермолович 19 октября  во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

КРЕДИТЫ МВФ ДЛЯ БЕЛАРУСИ - САМЫЕ ДЕШЕВЫЕ
ИЗ ВСЕХ ВОЗМОЖНЫХ К ПРИВЛЕЧЕНИЮ СРЕДСТВ



Также не исключена возможность привлечения ресурсов Европейского союза, так как он традиционно сопровождает программы МВФ своими кредитными ресурсами. Такая макрофинансовая помощь ЕС может составлять до $500 млн на период реализации программы.

Вместе с тем во взаимоотношениях с МВФ кредитная программа не имеет первостепенного значения, подчеркнул первый заместитель министра финансов. "Речь идет о целом комплексе сбалансированных между собой мер экономической и социальной политики, которые направлены на то, чтобы государство после окончания программы в долгосрочной перспективе выходило на устойчивый экономический рост и не было подвержено различного рода шокам и кризисам, возникающим как внутри страны, так и за ее пределами", - пояснил он.


НОВАЯ ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С МВФ
ПОЗВОЛИТ УДЕШЕВИТЬ ВНЕШНИЕ ВЗАИМСТВОВАНИЯ НА 1,5-2%



Новая программа сотрудничества с Международным валютным фондом позволит Беларуси удешевить внешние заимствования на 1,5-2%, заявил первый заместитель министра финансов во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА.

"Программы с МВФ придают любому инвестору больше уверенности. Будь то инвестор, вкладывающий средства в предприятие, развитие экономики, или инвестор, который покупает ценные бумаги правительства на международном рынке. У него больше уверенность в том, что экономика страны сможет в долгосрочном периоде сгенерировать необходимые доходы и рассчитаться по долгам. Это снижает стоимость любых привлечений - и корпоративных облигаций, и государственных", - отметил Максим Ермолович. 

Если переложить этот эффект на государственные облигации, то, по оценкам экспертов, ставка, по которой Беларусь как суверен может заимствовать деньги на внешнем рынке, на 1,5-2% в год будет дешевле с программой МВФ, нежели без нее, констатировал первый замминистра.

 
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ С МВФ ПОЗВОЛИТ
НАРАСТИТЬ УРОВЕНЬ ЗВР БЕЛАРУСИ
ДО $9,5 МЛРД К КОНЦУ 2019 ГОДА


Реализация программы с Международным валютным фондом позволит нарастить уровень золотовалютных резервов Беларуси до $9,5 млрд к концу 2019 года, сообщил 19 октября во время круглого стола на сайте БЕЛТА заместитель председателя правления Национального банка Беларуси Дмитрий Калечиц.

"Сейчас золотовалютные резервы Беларуси составляют $4,8 млрд. Это около 1,9 месяца импорта. Если говорить о том, каким должен быть уровень ЗВР с точки зрения полного обеспечения всех потенциальных рисков и шоков, с которыми может столкнуться страна, то он оценивается в $10-10,5 млрд. Реализация программы с МВФ позволит нарастить уровень резервов к концу 2019 года до $9,5 млрд", - отметил Дмитрий Калечиц.

В истории суверенной Беларуси такого высокого объема ЗВР еще не было. "Это станет тем необходимым условием, которое сформирует позитивные ожидания внутри страны, за рубежом, которое станет триггером для снижения инфляции и развития инвестиционной деятельности, основой для ценовой и финансовой стабильности, устойчивого экономического роста", - считает Дмитрий Калечиц.


ПРОГРАММА С МВФ ДОЛЖНА УЧИТЫВАТЬ СПЕЦИФИКУ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ



Как подчеркнул  первый заместитель министра экономики Беларуси Александр Заборовский,  программа с международным валютным фондом должна учитывать специфику социально-экономического развития Беларуси.

"Беларусь - суверенное государство, которое самостоятельно проводит свою экономическую политику, которую считает оптимальной, исходя из национальных интересов и приоритетов социально-экономического развития. Программа МВФ с Беларусью должна быть особой, учитывающей специфику развития страны, пройденный путь социально-экономического развития. Мы говорим о программе, направленной в большей степени на поддержку мер совершенствования нынешней экономической системы", - отметил Александр Заборовский.

Все принципиальные решения относительно социально-экономического развития Беларуси приняты - и на Всебелорусском народном собрании, и при утверждении программы правительства в парламенте. "Это пакет мер, который направлен на ускорение экономического роста, повышение благосостояния населения", - пояснил первый замминистра.

Александр Заборовский рассказал, что большинство программ МВФ носят стабилизационный характер и применяются там, где необходимо чрезвычайное финансирование из-за кризиса платежного баланса. Упор МВФ делается на меры денежно-кредитной и фискальной политики, которые позволяют эти проблемы решить.

"Но мы говорим о том, что программа МВФ с Беларусью должна быть особой, учитывающей специфику развития страны, пройденный путь социально-экономического развития. Уже целый год мы ведем переговоры по каждому из пунктов экономической политики для того, чтобы вместе с использованием лучшего международного опыта, аргументов, которые белорусская сторона предъявляет в ходе переговорного процесса, сделать такой дизайн программы, который бы базировался на решениях в области экономической политики, принятых в нашей стране, и который бы позволил минимизировать возможные риски в краткосрочном периоде", - отметил Александр Заборовский.

На переговорах с Международным валютным фондом в части повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения приоритет отдается мерам социальной защиты, заявил во время круглого стола первый заместитель министра экономики.

"Как в начале нашего диалога с МВФ, так и сейчас белорусская сторона настаивает на том, чтобы в первую очередь был отдан приоритет мерам социальной защиты. Также наши монополии должны иметь четкий и амбициозный план снижения затрат. Понятно, что эти изменения не в один год происходят, речь о среднесрочной программе", - отметил Александр Заборовский.

По его словам, существующая система субсидирования в секторе жилищно-коммунального хозяйства Беларуси имеет два элемента. Первый - это перекрестное субсидирование, когда предприятия за счет более высоких тарифов для себя оплачивают часть стоимости услуг для населения. В результате на общем рынке Евразийского экономического союза белорусские производители находятся в худших условиях по сравнению с конкурентами, что, естественно, сказывается на их конкурентоспособности. Особенно это касается энергоемких предприятий - металлургии, нефтехимического комплекса, машиностроения. Второй элемент - это бюджетный канал, который направлен на субсидии всем слоям населения вне зависимости от их дохода. "Поэтому с классической точки зрения существующий механизм субсидирования услуг ЖКХ требует совершенствования, что принесет целый ряд существенных эффектов для экономики. Уход от перекрестного субсидирования позволит повысить конкурентоспособность белорусских предприятий, а часть бюджетных средств, которая сейчас равномерно распределяется всем слоям населения, будет целевым образом направлена на субсидии наиболее уязвимым гражданам", - пояснил первый замминистра.

Относительно переговорной позиции белорусской стороны Александр Заборовский рассказал, что МВФ предлагается рассматривать тарифы на ЖКУ не обособленно, как это было во многих классических программах фонда, а в увязке с тремя важнейшими темами. Первая тема - серьезное снижение затрат монополий. "Мы считаем несправедливым перекладывать избыточные затраты монополий на население. Поэтому процесс изменения тарифов должен идти в четкой увязке со снижением затрат монополий и повышением эффективности работы систем ЖКХ и энергетики", - рассказал он.

Второй момент, по словам первого замминистра, связан с тем, что процесс должен идти параллельно с развертыванием эффективной системы адресной социальной защиты населения. "То есть не должно получиться так, что тарифы повысились, а система адресной соцзащиты не успела отреагировать на нужды малообеспеченных, уязвимых граждан", - пояснил Александр Заборовский.
Третья тема заключается в том, что необходимо иметь в виду развитие энергетического рынка в ЕАЭС. "В среднесрочном периоде цены на энергоносители в союзе должны быть унифицированы. Прошедшие переговоры с российскими коллегами это подтверждают. Поэтому мы должны взвешенно подходить к среднесрочному прогнозу цен на природный газ для того, чтобы заранее не задирать расчетные затраты монополий", - считает он.

При этом Александр Заборовский подчеркнул, что есть две основные точки повышения возмещения затрат населением: до конца 2017 года должны выйти на 75%, к концу 2018 года - на 100%. "В принципе, эти цифры не являются новостью, они отражены в программе деятельности правительства. Другой вопрос, насколько должны быть повышены тарифы в абсолютной величине, чтобы мы достигли цели по уровню возмещения тарифами затрат", - сказал он. По его словам, предстоит большая работа с монополиями, с системой адресной социальной защиты населения. "Все должно пройти так, как требует глава государства: максимально прозрачно и эффективно, чтобы в результате повысилась эффективность распределения ресурсов в экономике", - отметил первый замминистра.

Он подчеркнул, что МВФ слышит позицию белорусской стороны, но просит серьезных гарантий того, что заявленные уровни возмещения затрат населением на услуги ЖКХ будут достигнуты.

"Относительно 2017 года мы говорим о том, что с 1 января, как и положено в соответствии с действующим законодательством, произойдет повышение стоимости услуг ЖКУ приблизительно на Br10. Дальше в течение года будет идти работа по снижению затрат монополий и использованию возможностей ЕАЭС. При необходимости будет идти речь о втором этапе роста тарифов. Но это произойдет так, чтобы воздействие на уязвимые слои населения было минимальным", - подытожил Александр Заборовский.


СИСТЕМА БЕЗНАЛИЧНЫХ СУБСИДИЙ
В БЕЛАРУСИ БУДЕТ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ



При этом Максим Ермолович подчеркнул, что система безналичных жилищных субсидий будет совершенствоваться. "Работа по построению адресной социальной защиты населения должна совершенствоваться. Здесь есть ряд технических ограничений. Наши возможности, к сожалению, пока ограничены тем, что нужно создавать специальные институты, системы отчетности, выстраивать техническую инфраструктуру предоставления субсидий. Этим эффективно занимается Национальный банк совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства. Уверен, что они добьются хороших результатов", - отметил Максим Ермолович.

Белорусская сторона изначально входила в переговоры с МВФ с жесткой позицией: при реформировании тарифов на услуги ЖКХ человек не должен пострадать. "Поэтому кроме того, что должен быть наведен порядок с затратами в организациях ЖКХ, надо построить систему социальной защиты такую, которая бы к этому окончательному эффекту привела: чтобы люди получили простой надежный инструмент поддержки без лишних бюрократических процедур. Тогда и родилась идея предоставления безналичных жилищных субсидий", - пояснил он. Максим Ермолович считает, что запущенная система дает возможность повышать тарифы, ориентируясь на целевую задачу выхода на 75% возмещения затрат на ЖКУ к концу 2017 года.

Максим Ермолович констатировал, что пока в переговорах с МВФ в части повышения тарифов на ЖКУ точка не поставлена. "Нужно учитывать и наши возможности, и требования МВФ. Но ориентиры у нас общие: мы должны 75% возмещения обеспечить к концу 2017 года, прилагая все усилия, чтобы система адресной социальной защиты была выстроена. И к концу 2018 года выйти на полную окупаемость. К этому времени должна будет действовать развитая система адресной социальной защиты населения. И это самое необходимое условие всей реформы тарифов на ЖКУ", - подытожил первый замминистра.

Второй уровень системы безналичных жилищных субсидий планируется внедрить к 2018 году. "Для начала мы планируем расширить первый уровень системы, для чего нужно собрать данные о зарплатах с большего количества предприятий и по большему кругу граждан. Но будет и второй уровень, более сложный. Его внедрение предполагается ближе к 2018 году. Здесь мы работаем в тандеме с Всемирным банком, пытаемся найти лучшие способы", - отметил Максим Ермолович.

По его словам, ориентироваться только на доход в отношении получения субсидий достаточно сложно. "Есть целый круг граждан, которые будут нуждаться в этих субсидиях даже при более высоких доходах, чем у другой семьи, и такими же затратами на услуги ЖКХ. Например, многодетные семьи. Или семьи, которые выплачивают кредиты на строительство жилья, или семьи, у которых по определенным обстоятельствам есть расходы, которые должны учитываться при расчете субсидий. Этот круг семей - это не такая большая база. Субсидии второго уровня будут составлять маленький объем бюджетных расходов, но они будут иметь весьма высокий уровень целевой направленности", - пояснил первый замминистра.

Он констатировал, что идея второго уровня адресной социальной поддержки заключается в том, что получающие по нему помощь категории после всех необходимых расходов на ЖКУ должны располагать объемом средств, обеспечивающих нормальный уровень жизни, и не перейти черту бедности. "Это так называемый гарантированный доход. Мы не должны оставить за бортом этих людей", - добавил Максим Ермолович.

 
ДО КОНЦА 2016 ГОДА ПЛАНИРУЕТСЯ ВИЗИТ В БЕЛАРУСЬ
ДВУХ ТЕХНИЧЕСКИХ МИССИЙ МВФ И ВСЕМИРНОГО БАНКА



До конца 2016 года в Беларусь планируется визит двух технических миссий Международного валютного фонда и Всемирного банка. Об этом сообщил заместитель председателя правления Национального банка Дмитрий Калечиц.

Подводя итоги переговоров в Вашингтоне о новой программе с МВФ, Дмитрий Калечиц отметил, что руководство фонда позитивно оценило шаги правительства и Национального банка Беларуси по обеспечению макрофинансовой сбалансированности экономики. "Договорились о том, что продолжим взаимодействие в части подготовки программы - рассказал он. - Будем отрабатывать отдельные макроэкономические параметры в рамках общего сценария".

Во время предстоящих визитов технических миссий МВФ и Всемирного банка в Минск состоится обсуждение по наиболее чувствительным для Беларуси вопросам, отметил Дмитрий Калечиц. "Прежде всего, это вопросы, связанные с реформой жилищно-коммунального хозяйства, социальной поддержкой населения, а также вопросы эффективности работы государственного сектора", - пояснил он.

Прибытие миссий ожидается в конце октября - начале ноября. "По мере отработки этих элементов  будем подходить к вопросам согласования кредитной программы", - резюмировал он.