Печать

Автомобиль завтрашнего дня


Научная сфера 21.06.2018 | 12:53
Могли ли мы представить, насколько далеко шагнет электроника буквально за последние пять десятилетий. В тренде актуальных новаций и современный интеллектуальный автомобиль с акцентом на «умную электронику», который создают сегодня совместными усилиями белорусы и россияне в рамках программы Союзного государства «Автоэлектроника».

Могли ли мы представить, насколько далеко шагнет электроника буквально за последние пять десятилетий. В тренде актуальных новаций и современный интеллектуальный автомобиль с акцентом на «умную электронику», который создают сегодня совместными усилиями белорусы и россияне в рамкахпрограммы Союзного государства «Автоэлектроника».

Как отметил начальник Научно-инжинирингового центра «Бортовые системы управления мобильных машин» Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси, кандидат технических наук Владимир Савченко, большое внимание к современной электронной начинке автомобиля уделяется во всем мире, в том числе и в Союзном государстве. Основная причина, по мнению ученого, здесь кроется в необходимости повышения технического уровня автомобилей до требований сегодняшнего дня.

 

90 % ВСЕХ НОВОВВЕДЕНИЙ, ПОЯВЛЯЮЩИХСЯ В АВТОМОБИЛЕ,
СВЯЗАНО ИМЕННО С ЭЛЕКТРОННЫМИ СИСТЕМАМИ

– Актуально создание «задела» для перспективных разработок, поддержание привлекательности соотношений цена-качество для обеспечения конкурентоспособности изделий машиностроения, занимающих значимую долю в экономиках Беларуси и России и являющихся приоритетными, в том числе с позиций обеспечения национальной безопасности наших стран, – подчеркнул Владимир Савченко. – Реализация научно-технической программы Союзного государства «Разработка нового поколения электронных компонентов для систем управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения» («Автоэлектроника»), рассчитанной на 2016–2020 годы, вносит значимый вклад в решения этой непростой и многогранной задачи.


По словам заместителя генерального директора ОАО «ИНТЕГРАЛ»-управляющая компания холдинга «ИНТЕГРАЛ» по научно-техническим программам и научной работе, член-корреспондента НАН Беларуси, доктора технических наук, профессора Анатолия Белоуса, выполнение программы позволит создать условия для реализации мероприятий импортозамещения отдельных типов электронных компонентов иностранного производства (до 30 позиций по номенклатуре), в частности, продукции компаний «Bosch» (Германия), «Denso» (Япония), «Delphi» (США), «Allison» (США), «Wabсo» (Бельгия), «Knorr Bremse» (Германия), используемых в настоящее время при производстве автотранспортных средств в Российской Федерации и Республике Беларусь.

Актуальность программы обусловлена важной ролью электроники в повышении качества и конкурентоспособности автотранспортных средств, а также малыми сроками, оставшимися до ввода в действие в России и Беларуси новых международных стандартов Евро-5 и Евро-6. Сжатые сроки и сложность решаемых задач требуют объединения усилий предприятий Беларуси и России по своевременной подготовке производителей автомобильной техники к вводу новых международных стандартов.

 

В СОВРЕМЕННЫХ МАШИНАХ ПРЕМИУМ-КЛАССА
УЖЕ МОЖНО НАСЧИТАТЬ ДО 70 ПРОЦЕССОРОВ

Исходя из намеченных задач, в союзной программе определены четыре основных направления совместного научно-технического поиска белорусских и российских ученых и специалистов в области создания электронных компонентов нового поколения, отметили в Объединенном институте машиностроения НАН Беларуси. Это системы управления движением автотранспортных средств, интеллектуальные системы обеспечения безопасности, управления электрооборудованием, сбора информации, датчики.

Среди участников программы Союзного государства с белорусской стороны машиностроительные предприятия – минские автомобильный, моторный заводы, завод колесных тягачей, БЕЛАЗ, известный своей карьерной техникой. Кроме того, практически все предприятия по выпуску автокомпонентов, а их немало, и также предприятия электронного профиля. Помимо «Интеграла» это ОАО «МПОВТ», холдинг «Горизонт» и его предприятия, борисовский «Экран», витебский «Измеритель». С российской стороны компанию им составят такие гранды автопрома, как КАМАЗ, ГАЗ, УРАЛ.

– Основа для кооперации тут такая, – пояснил Анатолий Белоус. – Организации России имеют научный потенциал в области разработки компонентов автоэлектроники нового поколения, а предприятия Беларуси обладают развитой машиностроительной базой, позволяющей выпускать необходимое высокоточное технологическое оборудование для оснащения серийного производства.

Итогом совместных работ с российскими предприятиями в рамках программы будет разработка электронных компонентов нового поколения, позволяющих создавать современные и конкурентоспособные электронные системы управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения. К примеру, планируется разработать несколько унифицированных электронных систем управления для дизельных двигателей мощностью от 130 до 560 л.с., унифицированную двухтопливную электронную систему управления для бензиновых двигателей мощностью от 60 до 300 л.с. Электронные системы обеспечения активной и пассивной безопасности для различных типов автотранспортных средств специального и двойного назначения, в том числе для их реализации в рамках создаваемой Объединенной транспортной системы Союзного государства. Всего свыше 40 базовых промышленных технологий для разработки электронных компонентов систем управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения. Это позволит нашим грузовикам успешно конкурировать с продукцией ведущих мировых фирм. И в то же время, поскольку инновационные компоненты начнут выпускать отечественные предприятия, появятся сотни тысяч новых рабочих мест.

– Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики, создающей мультипликативный эффект в смежных отраслях и во многом определяющей экономический и социальный уровень развития государства в целом, – подчеркнул Владимир Савченко. – Совместное выполнение программ позволяет более глубоко понимать стоящие задачи, уровни компетенций и имеющиеся заделы, и на этой основе ставить и решать задачи по кооперации.

Белорусские ученые и специалисты считают, что в перспективе результаты работ в рамках научно-технической программы Союзного государства «Автоэлектроника» окажут значительное влияние на развитие ряда направлений, относящихся к исключительному и совместному ведению государств-участников Союзного государства: объединенная транспортная система, объединенная система технического обеспечения вооруженных сил государств-участников, осуществление инвестиционной политики в интересах рационального разделения труда, формирование общего научного, технологического и информационного пространства. И, конечно, создание новых интеллектуальных систем для электронной начинки «умного автомобиля» завтрашнего дня.

Полная версия статьи опубликована в журнале "Экономика Беларуси" №2(55)/2018.
Печать
Печать