Печать

ИНТЕРВЬЮ: МАЗ и Zoomlion будут собирать в Беларуси мощные автокраны и спецмашины


Компании и рынки 31.01.2017 | 00:00
Минский автомобильный завод и китайская компания Zoomlion в 2017 году начнут собирать на «Могилевтрансмаше»спецтехнику – от автокранов до коммунальных машин. Зоны ответственности разделили: белорусы предоставят шасси, китайцы – надстройки. В планах – собрать за пять лет 900 единиц техники для СНГ и Евросоюза и тем самым удвоить производство спецтехники. Заместитель начальника управления продаж спецтехники и шасси ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Юрий ПИВОВАРОВ рассказал журналу «Экономика Беларуси», чего ожидать от белорусско-китайского симбиоза в машиностроении.

Минский автомобильный завод и китайская компания Zoomlion в 2017 году начнут собирать на «Могилевтрансмаше»спецтехнику – от автокранов до коммунальных машин. Зоны ответственности разделили: белорусы предоставят шасси, китайцы – надстройки. В планах – собрать за пять лет 900 единиц техники для СНГ и Евросоюза и тем самым удвоить производство спецтехники. Заместитель начальника управления продаж спецтехники и шасси ОАО «МАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ» Юрий ПИВОВАРОВ рассказал журналу «Экономика Беларуси», чего ожидать от белорусско-китайского симбиоза в машиностроении.

– Как возникла и чем вызвана идея создания совместного производства?

– Рынок спецтехники сейчас переживает не лучшие времена: продажи снижаются почти во всех регионах мира, покупатели стараются экономить, используют то, что есть. Такое положение дел нас не устраивает, поэтому решили значительно расширить модельную линейку специальной техники и увеличить свою долю на рынке. Чтобы не изобретать велосипед, нашли стратегического партнера – китайскую компанию Zoomlion, которая входит в число крупнейших производителей спецтехники в Юго-Восточной Азии.

– Но китайский производитель, надо понимать, возник не случайно?

– Да, МАЗ и Zoomlion договорились вместе собирать спецтехнику полтора года тому назад. В мае 2015 года председатель КНР Си Цзиньпин посетил Беларусь. Вместе с ним в Минск приехал и глава компании Zoomlion, который сразу же загорелся идеей сотрудничать с Минским автозаводом. С тех пор все и завертелось.

– И насколько быстро завертелось?

– Настолько, что сейчас мы находимся на стадии подписания документов по созданию совместного предприятия. Зарегистрируем его в свободной экономической зоне «Могилев». В ближайшие годы нам предстоит не только разработать новые модели спецтехники, которые должны быть востребованы за рубежом, но и загрузить существующие мощности завода «Могилевтрансмаш». Кроме того, будет создан крупный региональный склад запчастей.

Активная работа начнется уже в феврале. Китайский производитель обеспечит совместное предприятие не только инвестициями, но и инновациями.

– Речь идет о создании нового производства?

– Нет. СП «Зумлион-МАЗ» будет выполнять маркетинговые и инжиниринговые функции. В чистом виде какое-то производство запускать нет смысла. У МАЗа уже есть производственные мощности, создавать новые в такой ситуации нерационально – загрузить бы уже существующие.

Совместное предприятие будет создавать наукоемкий продукт, который будет впоследствии поступать на конвейерную сборку на «Могилевтрансмаш». По сути, речь идет о контрактном производстве. В мире такая бизнес-модель весьма популярна.

– Что будут представлять собой белорусско-китайские спецмашины?

– Основная идея – объединить конкурентные преимущества двух предприятий. Сильная сторона МАЗа – это автомобильных шасси, тогда как Zoomlion отличает качественное навесное оборудование. Конечно, все гораздо сложнее – это ведь не конструктор, что взял одну часть и прикрепил к ней другую. Конечный продукт предстоит дорабатывать, возможно, переосмысливать и создавать заново.

– Какими будут объемы производства?

–За 5 лет планируется создать 900 единиц техники. Это достаточно много. Для сравнения: сейчас на «Могилевтрансмаше» выпускается не более 200 единиц специальной грузоподъемной техники в год. То есть мы удвоим объем производства. Собственно, одной из причин создания СП стала необходимость загрузить пустующие площади. При этом мы создаем не новое производство, а новые продукты. И заодно обеспечиваем рабочие места.

– Что именно планируется собирать в Могилеве?

– Прежде всего автокраны, автобетононасосы, автомобильные смесители и коммунальную технику. Все это мы можем запустить в производство довольно быстро. Остальные виды спецтехники потребуют более глубокого изучения и разработки. Мы рассчитываем, что через 4 года наше сотрудничество выльется в самостоятельный белорусско-китайский инжиниринговый центр. Там будут создаваться новые модели для зарубежных рынков.

Инжиниринговый центр объединит белорусских и китайских специалистов, которые будут создавать абсолютно новые технологии – возможно, уникальные в мире. Соответственно, маркетинговая служба будет отслеживать требования рынка и, исходя из этого, определять задачи разработчикам.


– Новая техника будет калькой китайской спецтехники или новым продуктом?

– Мы будем разрабатывать новый продукт, в котором белорусского будет не меньше, чем китайского. При этом спецтехника, которую мы создаем, будет одной из лучших в Европе.

В частности, планируем создавать в Беларуси недорогие автокраны высокой грузоподъемности. Сегодня в стране выпускают автокраны, которые способны поднять до 60 т, тогда как Zoomlion достиг отметки в 2 тыс. т.

Многое, конечно, зависит от спроса. Ведь чем выше грузоподъемность, тем меньше покупателей. Стоимость некоторых моделей доходит до 1,5 млн долларов. Большие автокраны приобретают в основном арендные организации, способные обеспечить постоянную загрузку техники. Всего же в стране используется около 15 автокранов Zoomlion.

– Для каких стран эта техника будет предназначена?

– Прежде всего для государств постсоветского пространства – России, Украины и Казахстана. Кроме того, мы рассчитываем выйти с ней в страны Евросоюза – Литву, Латвию, Польшу, Болгарию и Венгрию.

– Почему в качестве партнера выбрана именно китайская компания?

– Сильная сторона китайской спецтехники – низкая цена при достаточно высоком качестве. Сегодняшний Китай – это новые технологии, а не молоток и отвертка. Стереотипы 1990-х о «Made in China» уже не соответствуют реальности. Китайские корпорации вкладывают огромные инвестиции в разработку новых технологий. Они научились экономно создавать хорошие продукты – по сути, премиум-сегмент по цене среднего класса. И это полностью совпадает с нашим видением стратегии развития на рынке.

Почему не российские или европейские компании? От Китая мы получаем технологии и инвестиции на создание нового продукта, тогда как российские компании с нами ничем делиться не будут. Европейцы тоже этого делать не станут, поскольку видят в нас конкурентов. Китайский бизнес не смотрит на нас как на соперников, готов выстраивать партнерские отношения и делиться опытом.

– Белорусская школа машиностроения отстает от китайской?

– В некоторых сегментах рынка специальной техники мы в тренде, в некоторых отстаем. В свое время мы не обратили внимания на некоторые рыночные ниши и сейчас вынуждены догонять. Чтобы быть впереди всех, нужно постоянно инвестировать в технологии и оборудование. С одной стороны, нужны «мозги» (а они у нас всегда были), с другой – деньги. Сотрудничество с Zoomlion предоставит обеим компаниям и то, и другое.

Взять, например, Россию, Украину и Казахстан. В этих странах МАЗ обладает разветвленными сетями сервисных центров, а бренд «МАЗ» узнаваем и востребован. Любую технику надо обслуживать. Так что, какой бы замечательный ни был Zoomlion, но если его шасси будут ломаться, то кран работать не будет. Поэтому вместе со сборочной площадкой китайский производитель получает от нас еще и лояльные рынки сбыта.


– Но рынок той же России и так переполнен спецтехникой…

– Мы поставили перед собой цель сделать так, чтобы грузовые характеристики выпускаемых в Могилеве спецмашин были выше, чем у конкурентов. Это позволит быстро закрепиться на рынке, предложить конкурентную продукцию.

Емкость российского рынка огромна, но спрос в основном отложенный. В России сейчас используется около 100 тыс. автокранов, 90 % из которых старше 10 лет, то есть техника морально и физически устарела. Сам рынок при этом падает на 40 % в год. Если в 2008–2009 годах в России продавали около 6–8 тыс. автокранов в год, то сейчас – хорошо, если 1,4 тыс. единиц. Падение серьезное, и оно продолжается. Основная проблема – в отсутствии дешевых денег на рынке, что стало следствием введения экономических санкций…

Но надо уже сейчас создавать конкурентный продукт для российского рынка, чтобы потом не пропустить подъем рынка.

– Европейский рынок выглядит привлекательнее?

– Он растет каждый год на 1,5–2 %. Там такой стагнации нет. Однако закрепиться на рынке Евросоюза непросто. Если, скажем, у бельгийского автоперевозчика 20 «мерседесов» с взаимозаменяемыми запчастями, то, чтобы пересадить его на МАЗ, грузовик надо разве что подарить. Поэтому реально выходить в страны бывшего Восточного блока. Бренд «МАЗ» там узнаваем, не нужно тратить колоссальные деньги на продвижение продукции – достаточно создать первичную сеть. Китай, например, ставит задачу повысить узнаваемость своей продукции за 10 лет. Они трезво оценивают свои возможности и перспективы.

Белорусско-китайские спецмашины могут быть интересны на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Среди потенциальных направлений – Египет, Иран, Вьетнам и Куба. Мы даже рассматриваем возможность создания автокранов с правым рулем.

– На совместном предприятии будет работать международная команда?

– На первом этапе там будут работать белорусские и китайские специалисты. Но уже через пять лет в Беларуси должно остаться минимальноеколичество китайских сотрудников. Дело в том, что Zoomlion нужна экспансия на новые рынки, а не «великое переселение» специалистов. Они экспортируют бизнес, а не людей. Профессиональных работников и в Беларуси достаточно.

– А как будет происходить взаимодействие между производителями?

– СП разрабатывает технические требования как для МАЗа по шасси, так и для Zoomlion по надстройке. После этого каждый производитель создает свою часть. У китайцев срок изготовления нового изделия составляет всего 3 месяца, МАЗ будет стараться не отставать от партнеров.

Нам определенно есть чему поучиться у китайцев. Если мы хотим быть конкурентоспособными на мировом рынке, нам нужно менять подходы и отношение к работе, действовать быстрее и решительнее. Только так можно удержаться на плаву в постоянно ускоряющемся мире.

Печать
Печать